25 февраля 2004
Совет Федерации намерен совершенствовать законодательное обеспечение процесса реформирования “оборонки”
17 февраля в Челябинске состоялось выездное заседание комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему “о законодательном обеспечении реформирования оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации (на опыте Уральского федерального округа)”, в котором принял участие Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. “ВПК” публикует основные тезисы его выступления.
Сегодня “оборонка” России включает около 1700 предприятий и организаций, расположенных в 72 субъектах Федерации. Количество людей занятых в этой сфере превышает 2 млн. человек. В 2003 г. прирост продукции отрасли к уровню предыдущего года составил 15, 6%. За последние два-три года показатели отечественных экспортеров выросли до 5 млрд. долл. Это красноречиво свидетельствует о том, что “оборонка” зажила. В лучшую сторону изменилась ситуация с финансированием. Составлен сводный реестр оборонных предприятий.
В настоящее время, несмотря на некоторые положительные сдвиги в ОПК, его состояние характеризуется:
– прекращением или сокращением до минимума выпуска ряда важнейших образцов вооружения и военной техники; практически свернуты работы в области создания авиационных материалов, ракетных топлив и других видов продукции;
– сокращением инвестиций и прогрессирующим старением производственного и научного потенциалов;
– спадом уровня научно-технических разработок и отсутствия динамики их восполнения (военная продукция экспортного исполнения базируется на разработках тридцатилетней давности); неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием большинства предприятий при сохранении расходов по поддержанию мобилизационных мощностей;
– неэффективным контролем за использованием государственной собственности.
Таким образом, проблем в ОПК остается много, главные из них – финансирование, реструктуризация, техническое и технологическое перевооружение. В связи с этим острейший вопрос – реформирование ОПК. В этой части основополагающие идеи заложены в трех базовых документах:
– “Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу”;
– Федеральной целевой программе “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса в 2002-2006 гг.”;
– Государственной программе вооружения на период до 2010 г.
Стратегическая цель реформирования оборонной промышленности на долгосрочный период сформулирована в Федеральной целевой программе реформирования оборонно-промышленного комплекса. Главная задача программы -формирование при активном государственном участии интегрированных структур с жесткой вертикалью управления.
На практике оно осуществляется в трех вариантах.
Первый – создание интегрированных структур в форме ОАО (структуры холдингового типа). Попытка определить правовое положение холдингов, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации холдингов в едином документе – федеральном законе “О холдингах”, не удалась. Закон три раза принимался Государственной Думой, а в 2002 г. – снят с дальнейшего рассмотрения.
Второй – интегрированные структуры в форме ГУП (государственное унитарное предприятие) создаются путем слияния или присоединения в соответствии с Гражданским кодексом. Запрет на создание дочерних государственных унитарных предприятий оставляет только этот вариант интеграции государственных унитарных предприятий, хотя он имеет существенные недостатки.
Третий – внесение в уставный фонд государственного унитарного предприятия пакетов находящихся в государственной собственности акций ОАО, вошедших в структуру.
Имеющаяся сегодня законодательная и нормативно-правовая база в основном обеспечивает возможность создания интегрированных структур.
Однако темпы реализации программы неудовлетворительны. К началу 2004 г. планировалось создать около 40 крупных интегрированных структур, а создано лишь четыре. В целом первый этап этой программы (2002-2004 гг.) не выполнен. Фактически 2004 г. становится определяющим по основным параметрам программы. В течение года должна решиться судьба более 60 проектов создания интегрированных структур. По итогам реализации программы мы должны выйти на создание порядка 75 интегрированных структур.
Низкие темпы реформирования ОПК в значительной степени объясняются тем, что до настоящего времени не решена проблема разработки и принятия достаточной правовой базы структурных преобразований, в том числе по государственному управлению структурными образованиями ОПК, распределению получаемой концернами прибыли, доверительному управлению акциями, находящимися в федеральной собственности, созданию условий, обеспечивающих повышение эффективности функционирования предприятий и организаций ОПК.
Совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения процесса реформирования ОПК относится к числу важнейших задач. Практика показывает, что имеющихся законодательных актов недостаточно для проведения эффективной политики государства по развитию “оборонки”. В настоящее время на рассмотрении в Федеральном Собрании имеется целый пакет законопроектов, определенных как приоритетные для ОПК. В соответствии со своими регламентами Государственная Дума и Совет Федерации рассмотрят их, и они будут представлены президенту РФ для подписания.
Специалистами оборонного комплекса России рекомендуется скорейшее принятие ряда законодательных и нормативно-правовых актов, в том числе первоочередных: федерального закона “О государственном регулировании деятельности по структурному реформированию оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации”. Этот закон должен четко установить механизм государственного регулирования структурного реформирования ОПК, без которого государственная политика в данной сфере в настоящее время не может быть реализована в полной мере;
– федерального закона “О закупках и поставках продукции для государственных нужд”. Одним из сдерживающих факторов при создании интегрированных структур является отсутствие механизма реализации государственного оборонного заказа через головные компании интегрированных структур.
В соответствии с разработанной законодательной базой требуется принятие ряда указов президента Российской Федерации и постановлений правительства РФ, уточнение нормативных документов федеральных и региональных министерств и ведомств по вопросам функционирования интегральных структур ОПК.
Решить все проблемы реформирования и развития ОПК усилиями только федеральных органов власти невозможно. Поэтому ритмичная работа отрасли невозможна без согласованных усилий со стороны всех уровней власти (включая региональные администрации) и крупного частного бизнеса.
Не в стороне от магистрального пути реформирования и развития ОПК находится и Уральский федеральный округ. Известно, что в округе имеются примеры формирования интегрированных структур по альтернативным, не предусмотренным в упомянутой программе схемам. В связи с этим возникают противоречия между действиями региона и планами центральных органов исполнительной власти. Это лишний раз говорит о том, что сначала должна быть создана самодостаточная и эффективная правовая база реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса России. Тогда возникающие противоречия между федеральными и региональными органами власти или исчезнут, или будут разрешаться в порядке, определяемом действующим законодательством.