20 февраля 2004
Правовая база препятствует созданию оборонно-промышленных холдингов и концернов
В Челябинске на выездном заседании Совета Федерации РФ 17 февраля решались вопросы строительства российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
В настоящее время “оборонка” России состоит из 1700 предприятий в 72 субъектах РФ. На них работают свыше 2 млн. человек. За последние 2-3 года прибыли в этой отрасли выросли до 5 миллиардов долларов. Однако, несмотря на некоторое оживление в отрасли, сегодня как никогда остро стоит проблема реформирования ОПК. Ведь неудовлетворительное финансирование, неэффективный контроль за использованием государственной собственности и другие нерешенные вопросы привели к сокращению выпуска ряда важнейших образцов вооружения и боевой техники, свернуты работы по созданию авиационных материалов, ракетных топлив и других видов продукции. Поэтому на выездном заседании были поддержаны слова председателя Совета Федерации Сергея Миронова, который отметил, что “сначала должна быть создана правовая база реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса России. Тогда возникающие противоречия между федеральными и региональными органами власти или исчезнут, или будут разрешаться в порядке, определенном действующим законодательством”.
В октябре 2001 г. постановлением правительства РФ была утверждена Федеральная целевая программа “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)”. Главная задача этой важнейшей для развития промышленности и обороны страны программы заключалась в формировании в ОПК мощных холдингов и концернов. Именно эти предприятия должны были обеспечить в дальнейшем задачи российского военного строительства. Однако, несмотря на старания законодателей, правительству РФ к 2004 г. вместо 40 крупных концернов удалось создать всего лишь 4. Замедление темпов реформирования ОПК произошло из-за проблем с разработкой и принятием необходимой правовой базы. Например, с 1999 г. никак не удается принять Федеральный закон “О холдингах”. Он неоднократно рассматривался и принимался Госдумой, одобрялся СФ, потом отклонялся президентом РФ. В июне 2002 г. Госдума этот законопроект окончательно сняла с рассмотрения. Для нормального формирования новых концернов, как отметил на заседании председатель комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров, еще требуется принять и переработать законы о конверсии оборонной промышленности, государственном оборонном заказе, коммерческой тайне, лизинге, государственной программе вооружений и еще много других.
Немалые проблемы создаются в настоящее время из-за того, что проблемами ОПК занимаются более десятка министерств и ведомств. На принятие решений подчас уходят месяцы и годы. Поэтому назрела необходимость создания единого государственного управления ОПК. Им может стать воссозданное Министерство оборонной промышленности РФ. Возможно, этому центральному ведомству удастся вместе с другими органами власти решить проблему притока в российское высокотехнологичное производство иностранных инвестиций, обеспечить производство конкурентоспособной продукции на собственных российских технологических возможностях, определить наиболее целесообразные и посильные налоги для оборонки.
Александр Бабакин.