Беды малых городов.("Литературная газета" (Москва).-04.02.2004.-№5.-с.3)

4 февраля 2004


В большинстве малых городов России царит ужасающая бедность и деградация. Ситуацию можно изменить за несколько лет, считает Председатель Совета Федерации Сергей МИРОНОВ.


Малые города России – это одна из тяжелых, а многим кажется, и неразрешимых проблем. Речь сегодня идет не о развитии, а просто о спасении. В малых городах сегодня проживает около 40 миллионов человек, и этих людей объединяют такие условия жизни, которые чаще всего просто неизвестны нашим московским политикам, редко заезжающим дальше областных центров.


В судьбе малых городов сказывается разлом, который прошел через всю нашу жизнь. Если вы попадете в город Белоярск Ханты-Мансийского края, вы увидите крытые ледовые дворцы, новый сияющий храм, жилые дома, построенные по шведским модулям. Здесь живут 50 тысяч человек, которым повезло оказаться на территории “сырьевого сектора” нашей экономики. В городе Зарайске, что в Московской области, глазам путешественника откроется другая картина – по улицам ходят куры, имеется одна умирающая гостиница с неработающим кафе. И хотя Зарайск – древний город, считающий себя даже старше Москвы, здесь сегодня жить нельзя, только выживать. Именно это и делают здесь музейные работники, учителя и врачи. Как, впрочем, и все остальные граждане.


Могут сказать: ведь есть же федеральная программа развития малых городов, принятая еще в 1999 году. Да, есть. Если спросить у жителей малых городов Центральной России, что именно дала им эта программа, ответ будет лаконичным: “Пока ничего”. А прошло уже почти пять лет.


Из политиков федерального уровня, пожалуй, лишь Председатель Совета Федерации Сергей Миронов проявляет постоянный интерес к этой теме. В частности, он давно занимается наукоградами и научными центрами. Статус наукоградов в течение последнего года получили 7 центров. Только что -уже в январе 2004 года – такой статус присвоен Мичуринску. Эта программа дает возможность спасти от деградации научные и технические центры, сложившиеся еще в советское время. Интеллектуальный ресурс этих наукоградов, безусловно, может быть востребован, если мы хотим – пусть и медленно, – но все же сойти с “сырьевой иглы” и начать строить современную “интеллектуальную экономику”.


А несколько дней назад Сергей Миронов побывал в Зарайске, где намерен резко поставить вопрос о состоянии малых городов Центральной России. У большинства из них нет ни сырьевых ресурсов, ни градообразующих предприятий. В лучшем случае – исторические памятники. А это значит, что такие города могут выжить только за счет развития туризма. “Между тем за десять лет в России утрачено 2, 5 тысячи памятников культуры, ежегодно мы теряем 150 историко-культурных памятников, – говорит С.Миронов. – Федеральный бюджет очень медленно разворачивается в направлении жителей малых городов”.


Что можно конкретно сделать в ближайшие годы? Способ объединить усилия местной администрации, бизнеса и федеральных структур есть, и он хорошо известен. По словам Сергея Миронова, достаточно создать систему конкурсов на проекты развития малых городов. Проекты предлагает местная администрация, при поддержке федеральных органов власти бизнес подключается к инвестированию. “Именно так и делается в Европе, где в малых городах каждый камень, если он имеет историю, вовлечен в туристический бизнес”.


Говорят, что нет другой “национальной идеи” на ближайшие десятилетия, кроме борьбы с бедностью в России. Если это так, то проблемы малых городов должны оказаться в центре внимания федеральных властей. Потому что главные очаги бедности сегодня – это именно малые города и села. Если мы посмотрим на соседний Казахстан, который, кстати, обгоняет Россию по темпам роста, – там в декабре 2002 года принята федеральная программа по спасению малых городов. В результате через пять-семь лет в казахстанских городах будет и Интернет, и телефон, и информационные центры, и питьевая вода нормального качества. А у нас все еще будут продолжаться разговоры о том, куда именно направлять сверхприбыли от сырьевого сектора.


Есть и моральная сторона проблемы. Она особенно бросается в глаза в таких древних городах, как Зарайск, в малых городах Золотого кольца, Поволжья. Пять-семь столетий назад эти крепости с посадами были крупными центрами русского ремесленничества и торговли. Здесь зарождались наши культурные традиции, отсюда – наша национальная идентичность. Двадцатый век с его мегаполисами как будто отнял будущее у этих городков. Верно сказал Сергей Миронов: “Исторические легенды этих мест – словно воспоминания о детстве России. И мы не можем допустить, чтобы здесь в этих местах жили люди, которых лишили будущего”.


Александр МОРОЗОВ