Лесное право не может быть безбрежным.("Парламентская газета" (Москва).-31.01.2004.-№018.-с.3)

31 января 2004


Состояние законодательства по развитию лесного комплекса страны рассмотрено на заседании президиума Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ (Совета законодателей). Вел заседание председатель верхней палаты парламента Сергей Миронов.



За шесть лет действия принятого в 1997 году Лесного кодекса РФ поправки в него вносились только один раз. Между тем положение дел в лесном комплексе страны требует либо изменения кодекса, либо принятия новой его редакции, заявил докладчик – председатель Законодательной думы Хабаровского края Юрий Оноприенко. По его словам, за время действия кодекса в стране возникли серьезные проблемы с организацией управления лесной отраслью. Это особенно проявилось после упразднения несколько лет назад Федеральной службы лесного хозяйства и передачи ее полномочий Минприроде. К тому же вопросами использования лесов продолжают заниматься еще несколько министерств – сельского хозяйства, промышленности, науки и технологий и другие. Это создает сложности в управлении отраслью, особенно в ее низовых звеньях.


Юрий Оноприенко также отметил, что недостаток финансирования, низкий уровень оплаты труда, постоянное сокращение штатов привели к снижению контроля непосредственно в местах пользования лесным фондом, возникновению коррупции среди лиц, которые должны заниматься охраной лесов. Было предложено создать единый федеральный орган по управлению лесными ресурсами страны.


Со своей стороны, говоря о законодательном обеспечении лесного комплекса, заместитель министра природных ресурсов Юрий Шуваев подчеркнул, что положения, регулирующие лесное право, присутствуют в 30 федеральных законах и почти 300 подзаконных актах. Он также проинформировал о том, что 19 февраля проект новой редакции Лесного кодекса будет рассмотрен на заседании Правительства.


Совет законодателей принял по обсужденному вопросу решение, которое содержит конкретные рекомендации Правительству и Федеральному Собранию РФ.


Прошедшее заседание Совета законодателей мы попросили прокомментировать председателя Законодательного собрания Республики Карелия Николая Левина.


“Вопрос, который обсуждался на Совете законодателей, очень важен для Республики Карелия, так как лесная промышленность – основная отрасль в нашем регионе”, – подчеркнул он. Свыше сорока тысяч жителей области работают именно в этой отрасли. Лесопромышленное производство занимает порядка 40 процентов удельного веса в общем объеме промышленного производства в Республике Карелия.


По его мнению, проблемы рационального использования лесного ресурса, восстановления и воспроизводства лесов чрезвычайно актуальны сегодня и требуют новых подходов к своему решению. Российские леса составляют четверть от общемировых объемов, а значит, это тот серьезный ресурс, который нужно использовать в полной мере. И здесь решающее слово – за законодателями как федерального, так и регионального уровня. Необходимы рациональные и благоприятные законодательные условия для таких видов деятельности, как углубленная переработка древесины. Это перспективное и для страны в целом, и конкретно для Республики Карелия направление, которое позволит создать новые рабочие места, развить новые технологии и вывести процесс лесозаготовок на уровень современных мировых технологий.


Николай Левин также убежден в том, что в вопросах лесопользования надо предоставить большие права регионам – по аренде лесов, по проведению конкурсов на пользование лесными ресурсами. С точки зрения регионов, стоит вернуть прежний порядок зачисления и использования налогов от минимальных ставок лесных податей. С января 2004 года все они идут в федеральный бюджет, а прежде эти средства зачислялись в бюджеты регионов и шли в первую очередь на лесовосстановление и поддержку лесного хозяйства в регионах. Требует корректировки ряд статей Лесного кодекса, в первую очередь изменить порядок предоставления участков, которые находятся в лесах первой, второй и третьей группы. Это нужно для того, чтобы была возможность заниматься иной хозяйственной деятельностью, строить дороги и т.д. В результате сегодняшнего положения дел леспромхозы по году ждут результатов рассмотрения в Москве своих текущих вопросов, например использования карьеров для строительства дорог. Конечно , региональные законодатели хотели бы изменить эту ситуацию. Есть и другие вопросы, которые нас очень беспокоят. Например, мы хотим внести в Правительство РФ предложение пересмотреть систему оплаты труда работников лесной отрасли. Те, кто защищает государственные интересы в лесу, кто выращивает и охраняет леса, кто своим трудом обеспечивает будущее лесной промышленности, должны получать достойную зарплату.


“Надо отметить, что Законодательное собрание Карелии имеет положительный опыт работы с Советом Федерации в этом направлении, – отметил Николай Левин. – В прошлом году члены верхней палаты провели у нас выездное заседание одного из комитетов как раз по проблеме эффективности использования лесного ресурса”. И именно озабоченность сенаторов вопросами законодательного обеспечения лесопромышленного комплекса дала ощутимый толчок в процессе решения самых актуальных проблем лесопромышленников. Когда Президент Владимир Путин посетил Карелию, на повестке дня также стояли вопросы развития лесопромышленного комплекса. В ноябре в Карелии провел заседание Комитет Госдумы по природным ресурсам и природопользованию.


Как подчеркнул Николай Левин, “наши предложения частично нашли свое отражение в принятых поправках к Лесному кодексу, в проекте его новой редакции”.


Пресс-служба Совета Федерации.


Подготовили Константин ЩЕГОЛОВ, Ирина БАЯНОВА