Доклад на церемонии открытия Национальной научно-практической конференции по вопросам развития горного машиностроения ГОРМАШ–2018, 20 ноября 2018 года (г. Москва)

20 ноября 2018

Несмотря на всплеск мировой сырьевой конъюнктуры, в начале XXI века технологического, производственного и экспортного прорыва в российском горном машиностроении, к сожалению, не произошло. И причина тут не только в широко распространённой привычке покупать заграничное. Государство не смогло предложить эффективную систему поддержки отечественного горного машиностроения.

Вступление России в ВТО, против которого я и мои коллеги по фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ категорически возражали, ещё больше усугубляет эту ситуацию.

В головах многих, в том числе представителей Правительства Российской Федерации, крепко засел стереотип, согласно которому расходы на импортное оборудование (стоимостью от пяти до двадцати раз дороже отечественного) всё равно будут перекрыты доходами от добычи.

Это абсолютно ложный подход. Его недальновидность уже сегодня даёт о себе знать. Например, в Кузнецком угольном бассейне до 70% затрат на добычу и обогащение угля приходится на оборудование, запасные части и сервис зарубежных производителей.

Таким образом, импортозамещение в горном машиностроении – важнейшая стратегическая задача, а не средство изменения внешнеполитической конъюнктуры из-за западных санкций.

Министерство промышленности и торговли РФ подготовило обновлённую стратегию развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года и перспективу до 2030 года. В числе приоритетов – отечественное горно-шахтовое оборудование. Это можно, конечно, только приветствовать. Однако нынешняя модель господдержки горного машиностроения нуждается в существенной коррекции. Перечислю основные моменты.

Первое. Необходимо дать счёт тому, что мы имеем в настоящее время. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, импортозависимость в отрасли сократилась до 36%, а доля российского оборудования на внутреннем рынке возросла с 46% до 64%. Однако нет чёткого понимания того, чем это обусловлено – реализацией отечественного технологического задела или падением рынка в последние несколько лет?

Кроме того, общие цифры здесь мало что говорят, как и, например, средняя температура по больнице. Например, по оценке экспертов, доля импорта по ряду архиважных позиций составила в 2017 году почти 65%. Между тем планом по импортозамещению в отрасли тяжёлого машиностроения на период до 2020 года предлагалось снизить импорт по этим позициям до 45% уже к 2015 году. Считаю, что назрела ревизия темпов и качества реализации принятого плана по импортозамещению. Нужен подробный разговор с привлечением ведущих экспертов о том, что получается, а что – нет, по какой причине.

Должен сказать, что не только депутаты фракции СР, но и Государственная Дума ФС РФ в целом с большим удовольствием готовы предоставить площадку парламента для того, чтобы помочь выработать практические рекомендации и, если потребуется, предложить поправки в соответствующее законодательство. Рассматриваю это как наш вклад в общественное обсуждение стратегии, поскольку считаю развитие тяжёлого и горного машиностроения общенациональным делом, а не просто ведомственной задачей.

Второе. Нужно скорректировать модель государственно-частного партнёрства. Сегодня эта модель носит упрощённый характер. Министерство промышленности и торговли на конкурсной основе предлагает компаниям-производителям оборудования для горной промышленности заёмные средства под более низкий процент, чем банки.

Кроме того, министерство субсидирует затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы либо на пилотные партии продукции. Сомневаюсь, что подобный инструмент поддержки способен в корне переломить ситуацию. Государство должно быть более активным игроком на этом рынке. А сегодня получается так: предварительно обратился за деньгами – хорошо, не обратился – тоже хорошо, поскольку экономятся бюджетные средства.

Третье. Нужно активно переходить на отечественное программное обеспечение горных работ. Это важнейший вопрос нашей технологической и национальной безопасности. Считаю предусмотренное планом импортозамещения сокращение зависимости от импорта по основным позициям программного обеспечения со 100% до 60% явно недостаточным. Перевод производственных систем преимущественно на отечественное программное обеспечение должен стать одним из ключевых направлений цифровизации реальной экономики.

Речь идёт не только о цифровом управлении процессами добычи и первичной обработки полезных ископаемых, но и о передовых отечественных технологиях и методиках геологоразведки. Например, о таких, как разработанная российскими учёными из Санкт-Петербургского государственного университета технология аэромагнитной съёмки. Использование этой технологии существенно продвинуло бы утверждение прав нашей страны на арктическом шельфе. К сожалению, подобные технологии не всегда оказываются востребованы ведущими добывающими компаниями. И учёные вынуждены вступать на тернистый путь бюрократической волокиты.

И в заключение. На всех нас, кто имеет отношение к геологии и горной промышленности, к добыче полезных ископаемых, лежит особая ответственность за сохранение нашей природы, за то, какой увидят нашу страну будущие поколения. Внимание к вопросам экологии – это общемировая тенденция, которая набирает обороты.

Растут требования к технологиям добычи, способам минимизации экологического ущерба и рекультивации. Применительно к горному оборудованию на первый план выходят вопросы использования неметаллических материалов. Это серьёзный вызов для конструкторов и машиностроительных компаний, которые рассчитывают на конкурентное преимущество на мировом рынке. Наша техника, создаваемая в процессе импортозамещения, должна отвечать самым высоким требованиям экологичности. Тогда у нас действительно появятся хорошие перспективы на будущее.

И ещё буквально несколько слов о проблеме, с которой мы сталкиваемся. Я имею в виду продвижение Парижского соглашения и прочих документов. Я идею потепления климата в принципе не признаю – не только как политик, который этим вопросом занимался профессионально более 20 лет, но и как инженер-геофизик. Это вторая попытка сделать то же, что в своё время сделали с помощью идеи озоновых дыр. Если сравнить, то и там, и там получена Нобелевская премия, и там, и там караул кричали. Но, как оказалось, физика совершенно другая. Сегодня Парижское соглашение – это попытка поставить нашу страну на колени, лишить нас энергетических преимуществ. И если мы спокойно будем наблюдать, как нас водят за нос, пытаются подписать на то, что абсолютно катастрофично для нашей промышленности и экономики, мы будем беспечными людьми.

Со своей стороны я делаю всё, что необходимо, в том числе докладываю подробсности ситуации лично Президенту Российской Федерации. Меня радует, что у главы государства поменялся советник по этим вопросам.

Но нельзя забывать, что иного желания, кроме как управлять экономиками стран третьего мира, куда, к сожалению, включают и Россию, у авторов теории потепления нет.

Желаю успешной работы конференции и хочу ещё раз сказать, что Государственная Дума ФС РФ всегда открыта к диалогу и готова предоставить свою площадку.