5 декабря 2003
почему сенаторы хотят стать депутатами Госдумы
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подвел итоги двухлетней работы верхней палаты парламента. Новый состав Совета Федерации, в который входят представители исполнительной и законодательной власти регионов, оказался на редкость покладистым: из 700 законов, одобренных Думой, Совет Федерации отклонил только 14. Миронов считает это положительной чертой. Между тем прошедшая в 2000-2001 годах реформа Совета Федерации заметно ослабила влияние верхней палаты парламента. Поэтому ряд сенаторов, формально имеющих более высокий статус, чем депутаты, баллотируются в Госдуму.
Ровно два года назад представитель от Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей Миронов сменил Егора Строева на посту спикера СФ. С его избранием реформа Совета Федерации была завершена. Из него ушли губернаторы и главы местных парламентов, заседавшие там с 1993 года. На их место явились представители, назначаемые по усмотрению местных властей, а для губернаторов создали новый орган – Госсовет. Он собирается несколько раз в год в Кремле и принимает решения только по вопросам, одобренным президентом, однако даже эти решения к исполнению необязательны. Вчера Миронов удовлетворенно констатировал, что новому составу Совета Федерации удалось добиться “более тесного взаимодействия с Госдумой, главой государства, администрацией президента и правительством”. “У нас всего 14 отклоненных федеральных законов за два года – это свидетельствует о новом алгоритме законодательной работы, – уверен Миронов. – Кроме того, мы приняли важное заявление по поводу обострения ситуации вокруг Ирака!” Ни одного президентского закона Совет Федерации не отклонил. Среди 14 отклоненных законов – закон о коммерческой тайне (сенаторы посчитали, что он предоставляет работодателям неоправданно широкие права), закон о минимальном размере оплаты труда (СФ подверг сомнению право регионов повышать МРОТ выше общефедерального уровня), а также закон, допускающий в качестве исключения вступление в брак с 14-летнего возраста.
Совсем другая картина наблюдалась в “дореформенном” Совете Федерации, когда в нем заседали губернаторы. Тогда сенаторы регулярно принимали президентские инициативы в штыки. Например, Совет Федерации несколько раз отказывал президенту Борису Ельцину, требовавшему уволить Юрия Скуратова с поста генерального прокурора. Именно из-за строптивости губернаторов, едва придя к власти, Владимир Путин начал реформу Совета Федерации. В результате преобразований членов сената стали назначать регионы, разумеется делающие это не без келейного согласования с федеральным центром. В результате ситуация сложилась так, что теперь в СФ заседают либо отставные политики (Рамазан Абдулатипов, Геннадий Бурбулис), либо представители естественных монополий и крупного бизнеса (Валентин Завадников, РАО “ЕЭС России”, Сергей Пугачев, Межпромбанк, и другие). Сенаторы регулярно высказываются за новую реформу: они предлагают избирать членов Совета Федерации. Сергей Миронов тоже ратует за эту идею, однако законопроект о выборности сенаторов до сих пор хода не получил. Между тем назначаемые сенаторы, осознавая свой шаткий статус, стремятся закрепить за собой места в парламенте. Единственный способ сделать это – избираться в Госдуму. Вот почему представитель Краснодарского края Николай Кондратенко идет вторым номером в списке КПРФ, представитель Омской области Валерий Тихомиров баллотируется по спискам блока “ПВР – РПЖ”, а сенатор от Чечни Ахмар Завгаев выставил свою кандидатуру по одномандатному округу в Чечне, где его поддерживает “Единая Россия”. Это происходит несмотря на то, что формально статус верхней палаты парламента выше и именно глава Совета Федерации является вторым лицом в государстве, а председатель Госдумы – лишь третьим.
“При Миронове Совет Федерации так и не обрел статус настоящей верхней палаты, и во многом мироновская программа участия сенаторов в законотворчестве (через подключения к нулевым чтениям и т.д.) реализована не была”, – заявил в беседе с Газетой замруководителя Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. По его мнению, для того чтобы повысить статус Совета Федерации, необходимо “прекратить порочную практику, когда в сенат отправляют отработанных политиков, – это не способствует авторитету Совета Федерации”.
Анастасия Матвеева