3 декабря 2003
Еще будучи сержантом, Сергей Миронов полком командовал. Шутка, конечно, рассказанная самим же председателем Совета Федерации во время визита в Первый Московский кадетский корпус. Но кроме шуток, вдохновленный успехами и патриотическим настроем кадетов, спикер вполне серьезно обещал корпусу не только свою дружбу, но и государственную поддержку. Чтобы и командный голос вырабатывали, и учились Родину защищать.
Все курсанты поступают в вузы
К встрече Сергея Миронова Первый Московский кадетский корпус готовился, ясное дело, не один день. И когда председатель Совета Федерации произнес приветствие, в ответ над плацем слаженно прозвучало по-мальчишески звонкое “Здравия желаю!” Печатая шаг, корпус прошел строем. Правда, потом, когда после команды “Вольно!” спикер спросил: “Какой предмет нравится больше всех?” – кадеты отвечали вразнобой: “История! География! Военное дело!” О вкусах, как говорится, не спорят.
Директор кадетского корпуса полковник Владимир Кирсанов позже пояснил мне: несмотря на то, что шесть дней в неделю кадеты живут на казарменном положении, здесь не делается упор только на военную подготовку. Мальчики вправе выбирать полюбившиеся им предметы и заниматься по ним дополнительно. И потом, после завершения учебы, сами определяются, в какой вуз поступать.
– В течение четырех последних лет у” нас стопроцентное поступление в самые различные высшие учебные заведения, – похвалился полковник Кирсанов. – Восемьдесят процентов наших кадетов выбирают военные училища, академии МВД и ФСБ. Принимают в кадетский корпус мальчиков с пятого по одиннадцатый класс. Большинство из них, к сожалению, из неполных семей, есть сироты. Родители многих ребят погибли в горячих точках при исполнении служебного долга. Конечно, сложно организовать учебный процесс, но нам помогают друзья – московское Суворовско-Нахимовское содружество, которым руководит Анатолий Александрович Друкарев.
– Теперь можете и меня записывать в друзья. Я тоже готов всемерно оказывать поддержку, – заверил корпусное начальство спикер Совета Федерации.
Корреспондент “Собеседника” поинтересовался у Сергея Михайловича, в чем выразится его поддержка. Он ответил:
– Я считаю, что в наше непростое время, когда наркомания и преступность среди подростков приняли угрожающий характер, именно кадетские корпуса могли бы не просто спасти детские жизни, но дать России настоящих патриотов. Как председатель Совета Федерации и как руководитель Российской партии Жизни, я сделаю все возможное, чтобы это начинание получило государственную поддержку. Кроме того, как мне стало известно, руководство Московского корпуса, будучи не в силах принять всех желаюших, готовит программу формирования таких кадетских корпусов во всех федеральных округах. На это надо обратить особое внимание на государственном уровне.
– Разве “кадетское движение” решит проблему в общем?
– Верно, избирательная помощь не изменит сложившуюся ситуацию. Этот частный пример еще и еще раз показывает: России необходим закон о молодежи. Забота о подрастающем поколении должна стать первейшей обязанностью государства. Оно призвано создавать и поддерживать такие кадетские корпуса, другие организации, ориентированные на работу с детьми и подростками, – подчеркнул Сергей Миронов. – Именно поэтому Российская партия Жизни ставит задачей быстрейшее принятие закона о молодежи. Он должен обязать государство заботиться о подрастающем поколении.
Дежурный по роте Лесин
А поколение это стремительно подрастает. В буквальном смысле. Во время экскурса по корпусу в одной из аудиторий спикер увидел кадета, на котором, в отличие от его товарищей, не было кителя.
– Тесноват китель стал, вырос я из него, – объяснил курсант. А директор корпуса заверил:
– Китель подберем, не беда. Физическая подготовка и питание делают свое дело: за год в среднем кадет у нас подрастает на восемь – одиннадцать сантиметров.
В Первый Московский кадетский корпус принимают не только детей военных. Вытянувшийся в струнку первокурсник отрапортовал спикеру тоненьким голоском:
– Дежурный по роте кадет Лесин!
Рядом держали руку под козырек два его помощника. Из этой бравой троицы у одного папа художник, у другого – мастер по ремонту электрооборудования. Но, по мнению Сергея Миронова, принадлежность к военной династии не должна играть главенствующую роль при поступлении в кадетский корпус. Ведь существуют суворовские и нахимовские училища, которые готовят профессиональных военных. И там весьма придирчиво относятся к наличию военной ветви на генеалогическом древе будущего курсанта. А кадетские корпуса – учебные учреждения хоть и с уклоном на военную или государственную службу, но главное – с усиленным патриотическим воспитанием. Кстати, первый кадетский корпус в России был открыт в 1731 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Анны Иоанновны. Но после революции 1917 года подобные учебные заведения были ликвидированы. Сейчас, судя по нескрываемому интересу, который проявил второй человек в государстве во время визита в МКК, для кадетских корпусов может начаться эпоха возрождения.
Выступая перед собранием кадетов, председатель Российской партии Жизни Сергей Миронов заявил:
– Вы, наверное, не знаете или не помните, что лет десять назад слово “патриот” в России было чуть ли не ругательным. Кто только не унижал нашу армию! Сейчас, слава Богу, все переменилось, так как у нас новый президент – новый Верховный главнокомандующий, который личным примером демонстрирует патриотизм. Я очень рад, что сегодня отношение к патриотизму и армии меняется, и надеюсь, что вы продолжите свое образование в военных училищах. Но кем бы вы ни стали – военными или гражданскими людьми, – любите свое Отечество и служите ему хорошо. Пусть ваша жизнь будет счастливой в стране, которая называется Россия! Первый же вопрос, который задали кадеты спикеру, касался его личного отношения к воинскому долгу.
– Сергей Михайлович, а где вы сами служили?
– В Воздушно-десантных войсках, – с нескрываемой гордостью ответил спикер. – Расскажу вам, как начиналась моя служба. Я ведь неслучайно в начале встречи советовал вам: вырабатывайте командный голос. Вот когда я заканчивал сержантскую учебку, мы сдавали смотровые экзамены. Наш батальон располагался в самом конце плаца, далеко от полкового начальства. Задача простая, но ответственная: показать мастерство управления отделением. И вот звучит: “Курсант Миронов, командуйте!” Я вышел из строя, а сам думаю: “Что там отделение”… И как гаркнул: “Полк, смирно!” Дежурный по части выскочил на середину плаца и от замешательства не знал, кому рапортовать: мне – курсанту Миронову или командиру части!
Кадеты от души посмеялись. Сергею Миронову вручили кадетскую атрибутику. Имя председателя Совета Федерации вписали в книгу почетных гостей Первого МКК. Кстати, туда же уже было вписано имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, который тоже посетил кадетский корпус и освятил воздвигнутый здесь храм-часовню имени великого князя Дмитрия Донского. Тут же помещена памятная доска, на которой значатся имена отцов кадетов, погибших при выполнении конституционного долга.
А первую страницу книги почетных гостей, как признался директор корпуса Владимир Кирсанов, берегут для президента России, надеются, что Владимир Путин тоже посетит учебное заведение. Сергей Миронов улыбнулся: “Конечно, посетит, нельзя же в такой книге оставлять белые пятна, тем более на первой странице!”
Валерий Бурлаков