27 ноября 2003
Повестка дня очередного заседания Совета Федерации была весьма насыщенной – в ней значилось 36 вопросов. Причем заранее было известно о том, что некоторые из вынесенных на рассмотрение законов вызвали у сенаторов неоднозначную реакцию, что предполагало затяжные дискуссии. Впрочем, еще при обсуждении порядка работы Председатель Совета Федерации Сергей Миронов развеял сомнения коллег, что отдельные вопросы могут остаться нерассмотренными. Обсуждение пройдет хорошо, заверил спикер, сославшись на достигнутую накануне на заседании Совета палаты договоренность ограничивать время дискуссии, жестко придерживаться регламента. Задача была трудная, но, как показало заседание, вполне выполнимая.
Вчера Совет Федерации одобрил поправки в законы “О таможенном тарифе” и “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ”, которые усиливают полномочия правительства в определении уровня ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Этот законопроект был оперативно подготовлен правительством по прямому указанию Президента и принят Госдумой сразу в трех чтениях 18 ноября.
Еще до рассмотрения закона в Совете Федерации заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович сетовал, что “у правительства нет достаточных инструментов для сдерживания роста цен на нефтепродукты в отдельные периоды времени”. Такое положение сегодня просто недопустимо, считает кемеровский сенатор, первый заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике Сергей Шатиров.
– Нынешний год, с 1 января которого вступили в силу поправки к Закону “О таможенном тарифе”, установившие, что максимальная ставка экспортных пошлин на нефтепродукты не может превышать 90 процентов ставки пошлин на сырую нефть, показал явную ущербность таких нововведений, – заявил Шатиров. – Подобные, по сути дела, льготы далеко не бедным предпринимателям, особенно на фоне активных разговоров о необходимости установления реального института природной ренты, выглядят обескураживающе. И такой олигархический лоббизм, когда интересы пусть даже весьма крупных компаний ставятся выше государственных, заводит Россию в очередной экономический тупик…
Проблема обложения экспортными таможенными пошлинами продуктов нефтепереработки весьма актуальна и важна для страны. Например, прошлогодний экспорт автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута вылился в кругленькую сумму – в 9, 8 миллиарда долларов, а нынешний (за первое полугодие) – в 6 миллиардов.
– Государство может лишь утешать себя этими цифрами, потому что львиная доля прибылей оседает в карманах экспортеров, – считает Сергей Шатиров. – Такое положение не только не способствует улучшению наших экономических дел, но и отрицательно влияет на общественное мнение, формируя крайне негативное отношение ко всяческим экономическим преобразованиям. Сегодняшние предельные ставки вывозных таможенных пошлин, не превышающие 90 процентов пошлин на сырую нефть, существуют в “странных” условиях, когда на мировом рынке цены на то же дизельное топливо примерно на 31 процент выше цен на нефть. Поэтому и возникает ситуация, которая не стимулирует производителей в первую очередь “закрывать” внутренний рынок. Так, за девять месяцев текущего года было экспортировано более 57 процентов произведенного дизтоплива, 47 – топочного мазута и 15, 5 – бензина. В это же время рост внутренних топливных цен стремительно продолжался. Вспомните хотя бы ежегодную панику вокруг ГСМ в период подготовки к посевной!.. Сегодняшнее соотношение цен в том же многострадальном АПК вообще выглядит диким даже для мирового рынка. Для того чтобы купить тонну дизтоплива в некоторых российских регионах, надо продать 3 тонны пшеницы. Такой ценовой “паровоз” неминуемо тянет за собой осложнения и в остальных отраслях, особенно в коммунальном хозяйстве, транспорте и ряде других… Многие коллеги были согласны с представителем Кемеровской области в том, что государство наконец-то должно “снимать” с нефтяных экспортеров существенную часть доходов для госказны. Поэтому и возникла необходимость в новом законе, снимающем ограничения на установление пошлин правительством и значительно усиливающем его полномочия по регулированию нефтяного рынка.
– Появляются реальные экономические рычаги для существенного воздействия на происходящий у нас необоснованный рост топливных цен прежде всего на дизельное топливо, бензин и мазут, – резюмировал Сергей Шатиров. – Теперь в определенные периоды кабинет сможет вводить такой размер тарифных ставок, чтобы выгоднее было реализовывать продукцию на нашем рынке, а не вывозить ее из России.
В итоге подавляющее большинство – 123 сенатора – поддержали введение подобных экономических механизмов, против проголосовал лишь один и трое воздержались.