Обязательное страхование Сергея Миронова.("Газета" (Москва).-16.10.2003.-№192.-c.3)

16 октября 2003

На сторону страховщиков, стоящих на грани банкротства после решения депутатов отложить введение “автогражданки” до 1 июля 2004 года, и автовладельцев, успевших получить полис обязательного автострахования, неожиданно встал спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Даже если Дума примет поправки к закону об обязательном автостраховании в трех чтениях, Совфед, как обещает Миронов, его не пропустит. Мнение 20 миллионов россиян, которые свои машины страховать не стали, спикер не учел.


Как уже сообщала Газета, Госдума приняла в первом чтении поправки к закону об ответственности автовладельцев, согласно которым сроки введения “автогражданки” переносятся на год – с 1 июля 2003 года на 1 июля 2004-го, а штрафы “бесполисных” водителей – с 1 января 2004-го на 1 января 2005 года (см. вчерашний номер Газеты). Она была принята, несмотря на то что правительство и президент высказались категорически против поправок. Заявления о том, что инициатива народных избранников наверняка не увидит свет, прозвучали сразу после заседания, причем от самих думцев. “Ясно, что дальше Госдумы этот законопроект не пойдет”, – сказал депутат Борис Надеждин. С ним согласился член банковского комитета и президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. Глава Совфеда Сергей Миронов немедленно подтвердил предположения страховщика. “Закон необходимо внимательно рассмотреть и найти разумный компромисс, – сказал спикер. – Поэтому когда он поступит в Совет Федерации, то мы отклоним его с созданием согласительной комиссии”.


Минфин высказался куда более жестко. Как заявил пресс-секретарь министерства Юрий Зубарев, депутаты “впали в искушение использовать актуальную для миллионов автолюбителей и пешеходов тему в чисто популистских целях”. В ведомстве уверены, что у поправки лишь один путь – быть отклоненной на одном из этапов. Но страховщики продумали и запасной вариант. На вчерашнем совещании в Российском союзе автостраховщиков (РСА) принято решение оспорить законность депутатской инициативы в Конституционном суде. “Сейчас обращаться туда не имеет смысла, поскольку до принятия закона еще далеко, – сказал Газете глава РСА Евгений Кургин. – Но если поправка будет принята, мы проверим ее на конституционность”. Озабоченность страховщиков понятна. Если поправка пройдет все инстанции, на них обрушится вал заявлений с просьбой вернуть сумму взносов от 5 млн. автомобилистов, которые полисы уже приобрели. Это 250 млн. долларов. Да и вложенные в развитие ОСАГО 180-200 млн. долларов страховщики из-за предвыборного популизма депутатов тоже терять не собираются. По мнению экспертов, шансы страховщиков в КС велики. “В российском законодательстве нет норм, регулирующих правомерность отсрочки вступления в силу закона, который в силу уже вступил, – объяснил адвокат Павел Астахов. – Но скорее всего КС согласится со страховыми компаниями, потому что решение Думы противоречит здравому смыслу”. Кроме того, он отметил, что если закон будет принят, то с той же просьбой в КС могут обратиться и автомобилисты, уже купившие полис. И судьи наверняка примут их сторону.


Александра ПЕТРАЧКОВА