Система двухпалатная, а демократия - одна.("Парламентская газета" (Москва).-08.10.2003.-№186.-c.1)

8 октября 2003

Вчера в столице Чехии Праге состоялась пятая встреча Ассоциации европейских сенатов. В ее работе приняли участие 15 делегаций государств Старого Света, где парламенты формируются на двухпалатной основе, в том числе и делегация Совета Федерации Федерального Собрания РФ во главе с Сергеем Мироновым.


В выступлениях руководителей сенатов подчеркивалось, что двухпалатная система формирования законодательных органов власти выступает важной предпосылкой эффективности их деятельности. И особенно это касается государств с федеративным устройством.


Сергей Миронов в своем докладе напомнил европейским коллегам, что в декабре исполняется десять лет со дня создания Федерального Собрания Российской Федерации. С момента своего образования оно было двухпалатным. В общественном сознании Государственная Дума и Совет Федерации воспринимаются как соответственно нижняя и верхняя палаты.


Принятый три года назад федеральный закон о новом порядке формирования Совета Федерации, в соответствии с которым сенаторы перешли к работе на постоянной профессиональной основе, дал возможность членам Совета Федерации больше сосредоточиться на законотворческой деятельности. Было перестроено взаимодействие Совета Федерации с Государственной Думой. Акцент перенесен на более тщательную и согласованную работу над законопроектами на самых ранних стадиях их прохождения. В результате если ранее сенаторы отклоняли каждый третий закон, то теперь такие случаи единичны.


Сегодня, отметил Сергей Миронов, перед Советом Федерации стоит задача стратегического масштаба: стать палатой парламента, осуществляющей функции контроля качества федеральных законов с учетом опыта правоприменительной практики в субъектах Федерации, а также внести свой вклад в совершенствование законодательства в наиболее важных сферах правового регулирования.


Создан и начал успешно функционировать Совет законодателей, призванный обеспечить единство правового пространства страны, скоординировать законодательную деятельность на федеральном и региональном уровнях. Тем самым, сказал Сергей Михайлович, мы стремимся к более полной реализации конституционного статуса Совета Федерации как палаты регионов.


В перспективе одним из возможных вариантов формирования верхней палаты российского парламента может явиться переход к выборам сенаторов населением субъектов Федерации.


Перечень конституционно-правовых полномочий Совета Федерации в сфере его исключительной компетенции является традиционным для мировой практики. Это вопросы войны и мира, назначения на высшие должности в судебной системе и Генеральной прокуратуре, обеспечение режима законности в условиях чрезвычайного и военного положений, утверждение границ между субъектами Федерации.


В заключение Сергей Миронов подчеркнул, что в сентябре Россия вступила в период избирательных кампаний: в декабре 2003 года пройдут выборы депутатов Государственной Думы, а в марте 2004 года – Президента. И в это время особенно возрастает роль Совета Федерации как органа государственной власти, не связанного с избирательными циклами, находящегося на стыке федерального и регионального уровней власти и имеющего глубокие корни в субъектах Федерации.


Сергей Миронов провел двусторонние встречи с маршалом Сената Польши Л. Пастусяком, председателем Сената Бельгии А. Деккером, председателем Сената Франции К. Понсле, председателем Бундесрата ФРГ В. Бемером.

***
Сегодня начнется официальный визит делегации Совета Федерации в Чешскую Республику. Но первая встреча Сергея Миронова с президентом Чехии Вацлавом Клаусом состоялась сразу по прилету российских сенаторов в Прагу. На сегодня запланированы встречи Председателя Совета Федерации с премьер-министром Чешской Республики Владимиром Шпидлой, председателем Сената Петром Питгартом и председателем палаты депутатов Любомиром Заоралеком.


Игорь НАУМОВ