5 августа 2003
Вчера начался визит в Китай председателя верхней палаты российского парламента Сергея Миронова. Утром в пекинском аэропорту Шоуду, плотно накрытом пришедшим из пустыни Гоби горячим туманом, председателя Совета Федерации встретили член постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей по внутренним делам и юстиции, руководитель депутатской группы российско-китайской дружбы Хэ Чуньлинь и чрезвычайный и полномочный посол России в КНР Игорь Рогачев. Первую часть дня г-н Миронов посвятил “своим” – плотно пообщался с дипломатами российского посольства, а затем дал интервью корреспондентам центрального телевидения, международного радио Китая, агентства Синьхуа и Китайского агентства новостей.
Цель визита спикера верхней палаты в Поднебесную окончательно была сформулирована на его встрече с председателем постоянного комитета ВСНП У Банго. Это укрепление межпарламентских и региональных связей. С г-ном Мироновым прилетели несколько сенаторов – представителей российских регионов, географически близких к Китаю. Однако еще в аэропорту Сергей Миронов неожиданно заявил, что намерен обсудить с руководителями китайских представительных органов и проблему северокорейской ядерной программы. Тем самым дав понять, что имеет поручение президента на этот счет, поскольку обсуждение на международном уровне такого рода вопросов – прерогатива главы государства и министра иностранных дел. Г-н Миронов уже изложил свою позицию по обостряющейся проблеме: Северная Корея, сворачивая ядерную программу, должна рассчитывать на гарантию собственной безопасности. Эта официальная российская позиция была изложена ровно за месяц до намеченных американо-китайских переговоров по северокорейской ядерной программе.
У Банго в самом начале встречи выразил соболезнование по поводу погибших во время террористического акта в Моздоке, сказав при этом, что международный терроризм, – общий для обеих стран враг. Террористы с территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая на протяжении 90-х годов предпринимали вылазки, организовав серию взрывов, в которых погибли 167 человек. И лишь в последнее время вылазки прекратились. Стороны с удовлетворением отметили, что в первой декаде августа на территории Казахстана и Китая пройдут учения с участием вооруженных сил государств – участников Шанхайской организации сотрудничества, которые будут носить антитеррористический характер.
Обсуждались вчера и экономические вопросы. Российский гость предложил китайцам вкладывать деньги в строительство на российской территории сети деревообрабатывающих предприятий. Особенно остро китайская сторона воспринимает любой намек по поводу готовящегося решения о маршруте экспортного нефтепровода из Ангарска в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Вопрос в том, кого Россия предпочтет – Японию, ведя нитку на Находку, или Китай, бросив трубу на юг. России удобнее было бы вести трубу на Находку, однако это вызовет обиду у китайцев. На Сергея Миронова возложена задача еще раз прозондировать почву в поиске взаимоприемлемого решения. Особенно это актуально накануне встречи премьеров двух стран. Российская сторона склоняется к тому, чтобы строить ответвление на китайский город Дацин.
Конечно, российской стороне не хочется портить общую картину. Как сообщил торговый представитель России в КНР Сергей Цыплаков, объем товарооборота между Россией и Китаем за шесть месяцев 2003 года возрос почти на четверть. Российский экспорт вырос на 13, 4%. Положительное сальдо России – 2, 6 млрд долл. Хотя достигнут этот показатель в основном за счет нефти, черных и цветных металлов. Китай же только машин и оборудования поставил России более чем на 400 млн долл. Рост китайского экспорта сохраняется по всем позициям.
Впереди у спикера верхней палаты встречи с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао и председателем КНР Ху Цзиньтао.
Николай ПОРОСКОВ, Пекин.