29 июля 2003
На этой неделе состоится заседание правительственной комиссии, на котором различные федеральные ведомства в последний раз попытаются снять разногласия по проекту бюджета на 2004 год. После чего за бюджет возьмется трехсторонняя рабочая группа, объединяющая представителей Минфина, Думы и Совета Федерации. Ее заседание должно было состояться вчера, но поскольку федеральные ведомства так и не смогли между собой договориться, его перенесли на начало августа. По сути, это означает, . что консультации чиновников с политиками сведутся к простой формальности. У “консультирующихся” просто не будет времени, чтобы перерабатывать проект бюджета с учетом пожеланий парламентариев и сенаторов.
В нынешнем году бюджет вообще принимается спринтерскими темпами. Его окончательный проект Минфин должен внести в правительство не осенью, как это делалось обычно, а 7 августа. 14 августа кабинет министров его рассмотрит и, по возможности, без проволочек внесет в Думу вместе с проектом закона об изменении бюджетного кодекса, в котором будут прописаны функции стабилизационного фонда.
Теоретически все дело в выборах: из-за них осенняя сессия Думы будет укорочена, и правительство вынуждено торопиться. Интересно другое – кабинет впервые может себе позволить такую скорость. Формирование в Думе послушного большинства и наезды прокуратуры на политически активные бизнес-структуры сделали свое дело. Депутаты прекрасно понимают, что в работе над бюджетом у них нет ни веса, ни пространства для маневра. Поэтому они фактически отстранились от активного взаимодействия с правительством. В прессе пока не найти ни одного заявления наших политиков по бюджетным вопросам. Разве что лидер пропрезидентской фракции ОВР Вячеслав Володин недавно заявил, что партия “Единая Россия” в ходе работы над бюджетом 2004 года будет вести многосторонние консультации на всех уровнях власти по вопросам финансирования и обеспечения вооруженных сил и настаивать на решении первостепенных задач, утвержденных правительством РФ. Заявление характерное: партия будет настаивать на решении задач, утвержденных исполнительной властью.
На фоне самоустранившейся Думы несколько более активную позицию занимает Совет Федерации. Сенаторы постоянно заявляют, что будут требовать увеличения ассигнований на сельское хозяйство и на помощь регионам. Вчера спикер СФ Сергей Миронов еще раз заверил, что сенат сделает все возможное для увеличения региональной составляющей федерального бюджета. А на прошлой неделе заместитель председателя комитета палаты по аграрно-продовольственной политике Максим Кавджарадзе потребовал выделить дополнительно не менее 10 млрд. рублей на лизинг сельскохозяйственной техники и страхование всех видов агропромышленной деятельности, в том числе и самого урожая.
Однако совершенно очевидно, что поправки сенаторов непринципиальны.
Конечно, осенью у депутатов может возникнуть соблазн использовать обсуждение бюджета для предвыборной агитации. Но из этого вряд ли получится что-то, кроме шума. К тому же правительство уже учло предвыборную ситуацию, резко увеличив социальную составляющую бюджета. Как отметила в разговоре с корреспондентом “РК” консультант Центра фискальной политики Юлия Герасимова, “бюджет предусматривает увеличение зарплат и военнослужащим, и госслужащим, и судьям, и всем, кому можно”.
Иван НИКОЛАЕВ.