Сергей Миронов: "Инвалидность должна рассматриваться не как проблема отдельного человека, а как проблема общества"

8 июля 2008

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов получает многочисленные сообщения о том, как живут инвалиды в России. По его словам, “часто факты просто ужасны и кощунственны, особенно по отношению к детям, людям старших поколений”.


На страницах своего блога Сергей Миронов пишет: “Сегодня в России насчитывается более 13 миллионов человек, имеющих инвалидность – это почти 9 процентов населения страны! К сожалению, надо признать, что многим из них государство не гарантирует ни реального прожиточного минимума, ни трудоустройства, ни цивилизованной жизненной среды. 


И происходит это во многом именно из-за равнодушного бюрократического подхода к этой проблеме. Истоки подобного отношения к инвалидам берут начало еще с советских времен, когда государство, с одной стороны, как бы обеспечивало тотальный патронаж над ними, но с другой, – шло по пути бесчеловечной централизованной изоляции людей с ограниченными возможностями. Их любыми путями убирали с глаз долой – в инвалидные дома, специнтернаты, спецшколы и т.д. Сегодня вся эта система фиктивного “благополучия” рухнула, и мы воочию увидели, как же много вокруг нас тех, кто нуждается в особой заботе и поддержке. 


Увидеть-то увидели, но много ли изменили в своем отношении к инвалидам на деле? 


В нынешнем мире все большее число стран стремится утверждать не сугубо медицинский, а так называемый социальный подход к инвалидности. Этот подход прописан в Конвенции о правах инвалидов, разработанной в ООН. 


Суть его в том, что инвалидность рассматривается не как проблема отдельного человека, а как проблема общества. Общество должно видеть ценность человека, сосредоточиться не на подачках, а в первую очередь на устранении всевозможных барьеров, возникающих перед людьми с ограниченными физическими возможностями. Надо усвоить раз и навсегда: инвалиды – это такие же граждане, как все мы. У них абсолютно равные права с нами. Им просто нужно помочь, учесть их специфические потребности.
Это близко и самим людям с ограниченными возможностями. Недавно мне в руки попался интересный документ – “Декларация независимости инвалида”, сформулированная 30 лет назад американским адвокатом Н. Кюнком. Тут целая философия. Мужество и достоинство, пронизывающие вроде бы простые принципы, вызывают огромное уважение. 


Барьеры на пути к “безбарьерному” пространству 


Барьеры, которые ограничивают и изолируют инвалидов от общества и ведут к их дискриминации, могут быть самыми разными – правовыми, организационными, информационными. И в том числе – реальными физическими препятствиями, вроде отсутствия пандуса на крыльце или тротуаре, из-за чего инвалид-колясочник лишается возможности беспрепятственного передвижения. 


Недавно узнал: московские власти намерены обустроить в городе 30 тысяч пандусов. Хорошее дело? Безусловно! Делать городскую среду доступной для инвалидов – требование нашего законодательства.


И во многих субъектах Федерации существуют соответствующие программы. Беда, однако, в том, что мы приучены мыслить акциями, кампаниями, проектами, но, увы, часто не воспринимаем заботу о человеке с ограниченными возможностями, как повседневное правило жизни. 


Мы, хоть и зрячи, подчас сами страдаем специфической слепотой. Какой-то бездушный человек придумал 25-сантиметровые тротуарные бордюры, в то время, как во многих западных странах высота таких бордюров не превышает 5-10 сантиметров. Мы что не видим, что эта «мелочь» становится настоящей драмой для инвалидов? Так же как и тесные лифты, неудобные перила, узкие дверные проемы, недостаток пешеходных переходов, оборудованных звуковыми маячками, нехватка низкопольных троллейбусов и автобусов, информационных указателей на основе азбуки Брайля и т.д. Продолжать можно долго. 


Но суть ясна: нам не только пандусы надо строить. Надо еще и психологию свою ломать. 


Уже несколько лет при Председателе Совета Федерации действует Совет по делам инвалидов. Проведенный нами анализ российского законодательства выявил, что, к сожалению, барьеров на пути создания “безбарьерного” пространства еще предостаточно. Есть единичные позитивные подвижки, но они пока не складываются в систему. Например, нам удалось добиться введения сурдоперевода и включения “бегущей строки” в некоторые телевизионные программы. Но ведь это капля в море. Нужно сделать нормой, чтобы, по крайней мере, все информационные и общественно-политические программы обязательно шли с субтитрами. 


Очевидно – успешная интеграция инвалидов в общество имеет много слагаемых. Тут и использование современных информационно-коммуникационных технологий. Тут и повышение финансовой и технической доступости для инвалидов Интернета, который помогает им прорывать информационную блокаду. Нужна и разработка программ дистанционного образования, при которых даже человек, не имеющий возможности покинуть свой дом, мог бы окончить школу, вуз, овладеть специальностью, а в дальнейшем получить хорошую надомную работу.


Активнее следует развивать и такую форму, как инклюзивное образование. Практика показывает: такой метод приносит обоюдную пользу. 


Как выйти из тупика? 


Уже говорил – общество в большом долгу перед инвалидами. К сожалению, рядом своих действий государство в последние годы только увеличило этот долг. Я имею в виду нашумевший 122-й закон. Надо признать, что в нем по отношению к инвалидам были допущены грубые ошибки. По-человечески справедливым было бы восстановить право бесплатного получения автотранспорта инвалидами в соответствии с медицинскими показаниями, устранить несуразности в их лекарственном обеспечении, расширив перечень медикаментов, отпускаемых инвалидам по рецептам и включив в него дорогостоящие препараты. Надо также расширить федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно. 


Сегодня очевидной становится тупиковость системы, при которой группы инвалидности стали играть символическую роль, а пенсии и иные выплаты назначаются в соответствии со степенями ограничения способности к трудовой деятельности. Весь мир идет иным путем, стремясь стимулировать трудовую деятельность людей с ограниченными возможностями. В некоторых западных странах до 40-50 процентов граждан, несмотря на инвалидность, работают или учатся. У нас таковых менее 15 процентов. А в результате непродуманных пенсионных реформаций теперь все еще более усугублено. Ведь получается, что устраиваться на работу многим российским инвалидам стало невыгодно – им сразу срезают пенсию по инвалидности. 


И это происходит в то время, когда в стране нарастает нехватка трудовых ресурсов. Стоит задуматься: при увеличении занятости инвалидов в 3 раза (то есть доведении ее до среднего уровня промышленно развитых стран) Россия получила бы дополнительно 3.6 млн. квалифицированных рабочих рук, которых так не хватает. 


Убежден – нам необходимо возвращаться к нормальным критериям назначения пенсий инвалидам, понимать их как компенсацию за потерю здоровья, но отнюдь не трудоспособности. Следует увеличивать число профессиональных образовательных учреждений, доступных инвалидам (сегодня в некоторых регионах таковых просто-напросто нет). 


Очень важный вопрос – сделать более действенной систему квотирования рабочих мест для них. Для этого надо ввести стимулы работодателям, активно использующим труд инвалидов (вплоть до налоговых преференций) и, наоборот, – ввести самую строгую ответственность для тех, кто игнорирует квоты.


Инвалиды – это люди с некоторыми ограничениями по здоровью. Но вовсе не обязательно с ограничениями в интеллекте, способностях, человеческом потенциале. В большинстве своем они воспитаны жизнью в мужестве, терпении, тяге к знаниям. Многие из них могут успешно работать там, где у здорового человека порой не хватает упорства. Многие потенциально заряжены на творческие взлеты. Что там говорить, давайте вспомним примеры из истории. Бетховен, сочинявший свою великую Девятую симфонию будучи практически глухим. Президент США Ф.Рузвельт руководил державой, сидя в инвалидной коляске. И как руководил! А наш победоносный полководец М.Кутузов? А великий ученый К.Циолковский? А писатель Н. Островский? Они тоже были инвалидами, но это не помешало им добиваться выдающихся успехов в различных сферах деятельности. Если брать современные примеры, то нельзя не вспомнить о наших славных паралимпийцах, на счету которых множество выдающихся спортивных достижений. 


Как мы относимся к инвалидам (также как к детям или старикам), – это своего рода тест на человечность, на цивилизованность, на нравственную состоятельность… 


И для сегодняшней России, стремящейся утвердить свою демократичность и развитость, успешно пройти этот тест – принципиально важно. Если нам удастся на деле реализовать прогрессивный социальный подход к инвалидам, максимально интегрировать их в общество, на деле обеспечить их права, это будет сильнейший, символический сигнал, означающий, что Россия окончательно вышла из полосы «дикого рынка» и вошла в полосу качественно иного развития. Если мы добьемся, что люди с ограниченными возможностями в массовом порядке начнут появляться в общественной и трудовой сферах, в политике, науке, культуре, это изменит страну и всех нас. 


По материалам блога С.М.Миронова.