25 июля 2003
Еще не отдышавшись, как говорится, после возвращения из Мурманской области, Сергей Михайлович уже спланировал формат очередной встречи с руководством и жителями сразу трех регионов – Красноярского края, Новосибирской и Кемеровской областей. Перечисляю в строгой протокольной очередности маршрут посещения городов и весей, хотя, делясь с журналистами впечатлениями и планами, беседу спикер верхней палаты парламента начал с кемеровского примера.
– Здесь много положительного, о чем уже знаю и от губернатора Тулеева, и от тружеников области, и из СМИ, и с чем еще хочу познакомиться по ходу поездки, – сказал он. – Например, успешно решаются многие экономические и социальные проблемы, активно ведется борьба с бедностью, за то, чтобы россиянин жил достойно.
В этом смысле усилия руководства Кузбасса, трудовых коллективов прямо сопрягаются с тем, что предпринимают и в других регионах страны. В Кемеровской области, скажем, активно борются с беспризорностью – бичом и позором новой России. В Мурманской области, где только что побывал Сергей Миронов, – тоже. Там, к чести армейских и флотских коллективов, возродили институт “сынов полка” – явление поры еще Великой Отечественной. Ну и что же, что время невоенное, отбившегося от семьи ребенка в любые времена ой как трудно вернуть в нормальную жизнь. Вот и становятся ребятишки воспитанниками воинских частей, перенимают армейскую выправку, получают знания, навыки самостоятельной жизни, надежную опеку старших.
Свои формы борьбы, и не только с беспризорничеством, но и с бедностью в целом, за экономическое и нравственное возрождение России, применяют и во многих других регионах. В Красноярском крае возглавивший его Александр Хлопонин – яркий представитель деловой элиты страны, умело консолидирует бизнес-сообщество. В Новосибирской – по-прежнему сильная научная составляющая экономики области, и Миронов намерен в обязательном порядке обсудить с известными учеными дальнейшие пути развития отечественной науки. Как, впрочем, и культуры, и образования, и здравоохранения, и других основных сфер жизнедеятельности.
И все же невольно комментарий спикера верхней палаты по любому практически вопросу сводился к одному и тому же адресу – Кузбассу. Не потому, что губернатор Аман Тулеев еще и член Госсовета, один из самых заметных людей на российском политическом небосклоне. Конечно, и поэтому. Но прежде всего особый интерес к Кузбассу и его руководству вызван целым спектром успешных инициатив и тем всеобщим доверием, которое оказывают своему лидеру кемеровчане.
Тулеев честен и открыт перед каждым из них – это, наверное, главное, что определяет успех кузбасских начинаний. Сергей Миронов в этой связи напомнил, что и сам действует по заповеди “быть честным с людьми”. И рад, когда число единомышленников множится. Они не сробеют ни перед президентом, ни перед народом.
Кстати, Владимир Путин в президентском Послании Федеральному Собранию как раз и проиллюстрировал цену честности на простом примере. Общий объем социальных гарантий населению на нынешний год составляет 6, 5 трлн. рублей, тогда как весь годовой бюджет – лишь 3 трлн. рублей. Кого же мы обманываем, вводя очередные льготы без должной экономической базы?
– Вообще все свои поездки в регионы я провожу, опираясь на идеи президентского Послания и добиваясь, чтобы они скорее воплощались, – заметил Миронов. В сибирском вояже темами станут ответственность бизнеса перед обществом, власти – перед регионами, законодателей – перед избирателями, регионов – перед страной. Речь пойдет и о статусе наукоградов, и о законах прямого действия, что стало бы значительным ударом по коррупции, “этой раковой опухоли на теле России”, как с горечью заметил спикер СФ. Сергей Миронов надеется обсудить на местах тройственную проблему развития науки, образования и культуры (“одно неотделимо от другого, и никакой рынок по местам все не расставит, это глубокое заблуждение”), вопросы борьбы с бедностью (“четверть населения живет за чертой бедности, это недопустимо!”), суть реформ ЖКХ (“человеку должно житься тепло, светло, и он не должен переплачивать за это”), и даже спуститься в угольную шахту (“был в разных, а в угольной еще не приходилось”). Вообще, заметил спикер СФ, я намерен больше слушать людей, чем говорить сам. Их опыт и мнения бесценны для любого руководителя.
И вновь регионом, где названные и другие проблемы решаются комплексно и с должной настойчивостью, был назван Кузбасс. Сергей Миронов привел такой факт в качестве иллюстрации: для придания любой региональной программе статуса федеральной от региона требуется ее паритетное, с госбюджетом, финансирование. По принципу “пополам”. И пока иные губернаторы обивали пороги высоких ведомств в надежде обойти правило, Аман Тулеев и его команда выделили свою “губернскую” долю средств на снос ветхого жилья, коим так “богат” был Кузбасс, строительство нового. И федеральная программа с региональным акцентом заработала на зависть другим.
А взять идею перевода шахт в частное владение, на что Тулееву пеняли не однажды поборники “огосударствления” отрасли. Частный капитал буквально оживил многие казавшиеся бесперспективными шахты и рудники. При регулирующем влиянии губернских властей и Центра ни о каких “выброшенных капиталистами на улицу рабочих” и речи не было. По оценке Сергея Миронова, в Кузбассе власть и бизнес действуют как два уравновешивающих рычага, сообща решая проблемы экономики и социального развития. Бизнес напрасно уговаривать, ему надо создать условия для инвестиций и работы – и он сам придет туда, где ему лучше, заметил спикер СФ. Что и случилось в Кузбассе.
Однако, скажите, верно ли лоббировать интересы отрасли и региона, как это в открытую делает губернатор Тулеев, задал я вопрос Сергею Миронову. Как это сообразуется с интересами экономики страны в целом? Или лишь бы жили угольные шахты и разрезы Кузбасса, дымили трубы тамошних гигантов металлургии – Запсиба и Новокузнецкого комбината? Не перетягивает ли Аман Гумирович, образно говоря, одеяло на себя и свой регион?
Нет, ответил Миронов, не перетягивает. Хотя оно и большое, но одно на всю Россию. Это, конечно, образ. Но защита интересов региона – это верная позиция региональной власти, как и лоббирование интересов целой отрасли, от чего выиграет вся страна. Ведь люди и избирают лидера для того, чтобы он отстаивал их интересы. Если этого не произойдет, они проголосуют в следующий раз ногами, просто не придя на выборы. Тулееву верят, он авторитетен и предельно откровенен перед народом. Все действия властей Кузбасса отмечены предсказуемостью и гарантией исполнения. Кузбасс – хороший пример заботы о людях. Здесь неплохо живется и бизнес-сообществу, и гражданину в отдельности.
Ну а если такое развитие получит каждый регион России, то и общая картина будет положительной, логически заключил Сергей Миронов.
Рустем ТЭЛЛЬ.