Жуковскому давно пора стать НАУКОГРАДОМ. ("Парламентская газета" (Москва).- 24.07.2003.- №136.- с.2)

24 июля 2003

Это уникальное муниципальное образование (в прошлом году город отметил 55-летие) создавалось для того, чтобы российская авиация могла не только соперничать, но и превосходить авиацию других стран. Сегодня город является центром сосредоточения интеллектуальных и производственных ресурсов в области авиации и космонавтики. Помимо Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) – градообразующего предприятия, которому в 1994 году был присвоен статус государственного научного центра РФ N1, здесь функционируют еще один государственный научный центр, три НИИ и два экспериментальных учреждения. В 100-тысячном подмосковном городе почти каждый второй житель в той или иной степени имеет отношение к науке. Несмотря на это и на то, что одиннадцать лет назад именно Жуковский выступил инициатором идеи создания наукоградов, сам город подобного статуса до сих пор не имеет. Одной из целей визита Сергея Миронова было желание разобраться, что мешает Жуковскому стать наукоградом. Причем не в чиновничьих кабинетах, а непосредственно на объектах, имеющих первостепенное значение в научно-производственной деятельности как города, так и страны в целом. Прежде всего это ЦАГИ и НИИ “Агат”, работающие в интересах оборонной промышленности России. Степень секретности “Агата” оказалась непреодолимым препятствием для журналистов, поэтому Сергей Миронов поделился своими впечатлениями в центре авиационной науки после экскурсии по его цехам. Он, в частности, признал, что отсутствие статуса наукограда у Жуковского – это недоработки со стороны правительства, которое долгое время не может преодолеть несогласованность между некоторыми министерствами. А также пообещал, что приложит максимум усилий со своей стороны, чтобы несправедливость была устранена.

– Чем скорее Жуковский станет наукоградом, – сказал Сергей Миронов, – тем раньше все предприятия города получат соответствующие льготы и преференции, а авиационная научная отрасль – мощный толчок для своего возрождения.

Председатель Совета Федерации обратил внимание и на такую деталь, как тарифы, по которым электрическая энергия отпускается в ЦАГИ. Ситуация настолько серьезна, что государственный научный центр N 1, стоящий на пороге своего 85-летия, собирается переходить на ночной график работы с целью экономии средств, идущих на оплату электроэнергии. Учитывая, что в силу специфики работы уникального комплекса аэродинамических труб ЦАГИ является очень энергозатратным предприятием (он расходует электричество больше, чем все остальные НИИ и экспериментальные учреждения города вместе взятые), есть все основания для того, чтобы именно для него снизить тарифную сетку. Как это было раньше, когда институт работал по тарифам, установленным для железной дороги и предприятий-изготовителей. Подобная льгота послужит интересам всей страны, поскольку большинство задач, которые сегодня решает научный центр, находится только в его компетенции.

Виктор СИРЫК.