Законодательство в сфере управления минерально-сырьевым комплексом необходимо менять - Сергей Миронов.(РИА "Новости".- 18.07.2003)

18 июля 2003

Создание оптимального правового пакета для управления минерально-сырьевым комплексом должно стать одним из приоритетных направлений законотворчества в России. Об этом в пятницу на встрече с руководителями предприятий минерально-сырьевого комплекса Мурманской области заявил председатель Совета Федерации России Сергей Миронов.

В ходе встречи от руководителей предприятий прозвучало много нареканий в адрес неэффективной работы министерства природных ресурсов России, несовершенства налогового кодекса, неэффективной лицензионной политики, катастрофического недофинансирования геологоразведочных работ.

В ответном слове Миронов сказал, что “для эффективного использования минерально-сырьевых запасов необходимо многое изменять в нашем законодательстве”.

По мнению спикера верхней палаты, законодательство необходимо менять таким образом, чтобы оно “прежде всего, защищало сырьевую безопасность страны и стимулировало поставки за рубеж продуктов глубокой переработки”.

Миронов отметил, что в свое время в законе о недрах “был прописан механизм самофинансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы, который мог бы обеспечить как минимум ее простое воспроизводство”. По словам Миронова, на практике происходит постоянное недофинансирование минерально-сырьевой базы и, прежде всего, геологоразведочных работ и геологической науки. “Ежегодно более 50 проц целевых средств для геологоразведки отвлекается на другие цели”, -заявил он.

“Одним из направлений коренного изменения подходов к использованию природных ресурсов является расширение применения рентных принципов налогообложения”, – сообщил спикер. Он отметил, что в бюджете на 2002 год был введен налог на добычу природных ресурсов взамен ранее действующих платежей на природные ресурсы. Но в процессе разработки данного налога идея расширения рентных принципов налогообложения значительно трансформировались.
“Новый налог значительно унифицирован и не позволяет государству улавливать и перераспределять сверхдоходы, которые получает недропользователь благодаря богатому месторождению или благоприятным условиям добычи”, – сказал Миронов.

По мнению председателя Совета Федерации, также необходимо введение более эффективных административных рычагов воздействия на недропользователей не проявляющих активности при выполнении лицензионных соглашений.
“Пока нет единой позиции по критериям и самому механизму отзыва выдаваемых лицензий, необходимо разработать способы стоимостной оценки запаса сырья в недрах”, – отметил Миронов.

Спикер Верхней палаты отметил также необходимость взвешенного перехода к практике использования концессий. Для этого, по словам Миронова, необходимо разработать процедуру контроля за законностью и экономической обоснованностью заключения концессионных договоров.

Завершая встречу с руководством минерально-сырьевого комплекса, Миронов заметил, что “Мурманская область могла бы стать своеобразным полигоном отработки новых систем управления комплексом”.

Екатерина Козлова, МУРМАНСК.