"Конституция - это то, как ее трактуют". ("Коммерсантъ" (Москва).- 26.06.2003.- №109.- c.1, 3)

26 июня 2003

Вчера Совет федерации одобрил президентские поправки к закону “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ”. Представители регионов санкционировали реформу, которая ведет к централизации власти.

В администрации президента накануне голосования в Совете федерации волновались. Ведь на протяжении полутора лет, в течение которых шла подготовка реформы, субъекты РФ оказывали сопротивление предложениям Кремля. Глава комиссии по разграничению полномочий между уровнями власти, замруководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак за день до заседания посетил Совет федерации и заручился одобрительными рекомендациями сразу семи комитетов.

На вчерашнем заседании палаты спикер Сергей Миронов перешел к обсуждению острого вопроса лишь тогда, когда у членов СФ оставалось на это 20 минут: они оказались ограничены во времени перерывом и премьер-министром Михаилом Касьяновым, который зарезервировал послеобеденное время.

Представил проект глава комитета по региональной политике СФ Александр Казаков. Два дня назад, выступая на конференции по проблемам правового мониторинга, где присутствовали региональные лидеры, господин Казаков с ностальгией вспоминал “эпоху Ельцина” и клеймил нынешнюю “тенденцию на сворачивание федерализма”. Яркими признаками этого явления он называл изменение принципа формирования Совета федерации, создание федеральных округов, перераспределение бюджетных денег в пользу центра, вмешательство федеральных органов власти в управление субъектами федерации. Возможно, чего-то подобного ожидали его коллеги и на этот раз, тем более что проект содержал многие из перечисленных им признаков.

Но господин Казаков сосредоточился на той части представляемого им законопроекта, в которой говорится о закреплении за регионами полномочий, отнесенных Конституцией к вопросам совместного ведения центра и субъектов РФ, и рекомендовал документ одобрить, “несмотря на тревогу”.

– Да вы загляните в перечень полномочий регионов! Мы же меняем Конституцию при помощи этого закона, – возмутился представитель красноярского законодательного собрания Вячеслав Новиков.

Его поддержал представитель правительства Удмуртии Виктор Шудегов:

– Скажу от комитета по образованию. Передача в ведение субъектов федерации среднего и профтехнического образования – стратегическая ошибка. Судьба образования поставлена в зависимость от мнения губернатора. Если не будет денег, оно пойдет под сокращение.

– Как сказал классик, “богатства мира не стоят слезы ребенка”. Перефразируя его, скажу: Совету федерации будет больно, если пострадает хотя бы один из субъектов. А от этого закона пострадают как минимум четыре автономных округа, – давил на жалость представитель думы Ямало-Ненецкого АО Ефим Керпельман.

Вслед за ним членов СФ просил одуматься представитель думы Ханты-Мансийского АО Петр Волостригов:

– Радикальная реформа власти, кардинальный пересмотр объема полномочий регионов – нет необходимости напоминать, что это должно происходить в рамках Конституции. Анализ закона приводит к другим выводам. 10-20 полномочий по предметам совместного ведения центра и регионов остались за его пределами.

Господин Волостригов признался, что округ, который он представляет в СФ, будущий закон сделает “декоративным” и введет в административное подчинение Тюменской области.

– Вам не страшно принимать закон с закрытыми глазами? – воскликнул господин Волостригов и напомнил, что поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, которые должны наполнить региональные бюджеты средствами на исполнение отведенных регионам полномочий, еще неизвестно когда будут приняты.

Потом поссорились бывший губернатор Тюменской области, а ныне представитель в СФ Таймырского АО Леонид Рокецкий и представитель правительства Ханты-Мансийского АО Геннадий Олейник. Господин Рокецкий утверждал, что Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО уже договорились с Тюменской областью, чтобы объем полномочий округов остался прежним. А господин Олейник настаивал, что никто ни с кем ни о чем не договорился.

Дискуссию прервал Дмитрий Козак. Выйдя к трибуне, он сделал зверское лицо:

– Конституция – это то, как ее трактует законодатель и интерпретирует суд. Вот законодатель и интерпретировал.

Обескураженные члены Совета федерации одобрили законопроект. Лишь семеро воздержались, против проголосовали девять членов СФ. Бывший спикер хабаровской облдумы, представляющий ее в СФ, Виктор Озеров признался корреспонденту „Ъ”, что голосовал против:

– Все регионы построили левой-правой, загнали в узкие рамки. А закон мы и правда приняли с закрытыми глазами: новая Дума придет свободной от обязательств, и что будет с поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы – неизвестно.

Уже в ближайшее время одобренные Федеральным собранием поправки поступят на подпись президенту.

***
Александр Вешняков поставил точку в работе

Вчера Совет федерации одобрил ряд поправок в избирательное законодательство. Наибольший резонанс вызвали поправки к закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан РФ”, которые ужесточают ответственность средств массовой информации в период избирательной кампании. В частности, они позволяют Минпечати по представлению Центризбиркома и по решению суда приостанавливать выход телепередачи или печатного издания в случае, если суд подтвердит факт двух нарушений ими выборного законодательства. Ни один из членов Совета федерации не возразил против введения ограничений для СМИ на период выборов, и закон был одобрен. Председатель Центризбиркома Александр Вешняков, присутствовавший вчера на заседании СФ, порадовался, что законодательная работа над подготовкой к федеральным выборам закончилась: “Теперь поставлена точка в работе”.

ИРИНА НАГОРНЫХ.