Миронов уличил коллег в "неявном" лоббизме.("Независимая газета".- 24.06.2003.- №124.- c.2)

24 июня 2003

Вчера парламентарии выясняли насколько эффективно действуют принятые ими законы. В Академии госслужбы при президенте РФ прошла первая научно-практическая конференция “Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики”. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что “сегодня мы наблюдаем переход от стихийного законотворчества к системному”. Во многом, по мнению спикера, это происходит благодаря методичному изучению правового поля. Он считает, что теоретических разработок вполне достаточно, чтобы ошибки в законотворчестве, когда остаются правовые пробелы или один закон противоречит другому, перестали носить массовый характер. Миронов обрушился с критикой на коллег по СФ, которые вяло реагируют на рекомендации Конституционного суда внести необходимые поправки в тот или иной закон.

По данным Сергея Миронова, с 1997 по 2003 год в недрах Совета Федерации бесследно сгинули девять постановлений КС, обязательных для исполнения. В этом спикер усматривает проявление лоббизма со стороны сенаторов. Однако в ответ на просьбу корреспондента “НГ” назвать явно лоббистские законопроекты, Сергей Миронов сказал: “Явного проявления лоббизма в СФ, к счастью, нет. Мы делаем все, чтобы бизнес-сообщество не довлело над сенаторами. Но иногда сталкиваются интересы государства и некоторых корпораций. Здесь необходимо соблюдать определенный баланс. Хотя для нас неизменным остается правило: принимаемые законы должны служить прежде всего интересам всех граждан”, – резюмировал спикер. Он считает, что уже в ближайшем будущем систематизированный мониторинг действующего законодательства поможет увидеть, в какую, точнее, в чью сторону произошел перекос.

К сожалению, председатель СФ покинул конференцию сразу после своей речи, и потому не услышал уже готовый ответ на интересующие спикера вопросы. Его дал глава комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков: “Процесс усиления власти с целью собственного сохранения вступает в противоречие с интересами общества”. По мнению сенатора, который опирался на данные исследований, проведенных его комитетом, выравнивание вертикали власти не укрепило Федерацию, а, напротив, дестабилизировало ситуацию в ней. Как выразился Александр Казаков, под каким бы соусом это ни преподносилось, но происходит откат с рубежей, достигнутых при президенте Борисе Ельцине) – создание федеральных округов, вмешательство Центра в дела регионов, корректировка межбюджетных отношений (не в пользу региональных). “Мы пришли к тому, что губернатор может быть снят с должности, и в регионе временно будет введено правление федеральной власти. Но известно, что нет ничего более постоянного, чем временное. Сенаторов уже назначают. Думаю, что со временем мы вернемся и к назначению губернаторов. Потом – контроль за выборами. Это печально”.

Работу Федерального собрания критиковали многие. Особенно в этом отличился председатель Московской областной Думы Валерий Аксаков. Он назвал ряд законодательных проектов прямо противоречащими здравому смыслу: “Ну разве это не абсурд, когда, например, по закону о приватизации муниципального и государственного имущества деньги становятся предметом купли-продажи?” Но главное недовольство подмосковного спикера вызывает то, что в Государственной Думе почти не обращают внимание на законопроекты, приходящие из регионов. По данным Валерия Аксакова, из 1532 законопроектов, внесенных региональными парламентариями, думцы рассмотрели только около двух процентов. Чтобы повысить эффективность законотворческого процесса, Валерий Аксаков предложил брать пример с древнего Рима: “Там сенат не принимал закон, если его авторы не представляли прогноз его развития на двести лет вперед”.

Валерий Цыганков.