23 июня 2003
Последнее десятилетие многое изменило в литовско-российских отношениях. В каком направлении, справедливо спросить? Как политик, принимавший непосредственное участие почти во всех двусторонних переговорах, дискуссиях, порой очень острых спорах, отвечу – в сторону истинно европейских, добрососедских и даже дружеских отношений. Хорошо ли это, полезно для Литвы, наших сограждан) в том числе и русских) которые составляют не такую уж маленькую общину? Мне кажется) однозначно – да.
Хороши) полезны ли эти отношения для россиян? Полагаю) что тоже да) хотя кто-то в России мог бы со мной и не согласиться) сказав, что “мы, дескать, потеряли территорию, наши соотечественники стали в Литве меньшинством” и т.п. Такие и похожие аргументы, как правило, используют всякие популисты и радикалы – слежу за российской политической дискуссией, вижу и сожалею.
И все-таки действительно ли для России хорошие, по-европейски цивилизованные отношения с Литвой полезны? Может быть, не надо было, например, ратифицировать договор о границе, который 6 лет назад подписали президенты Борис Ельцин и Альгирдас Бразаускас?
Приведу несколько примеров. Литва является самым крупным инвестором в Калининградской области. И сейчас литовские предприниматели вместе с калининградцами строят новый современный завод по производству холодильников, конечно, вполне современных, по новейшим технологиям, которые можно будет продавать и в странах Евросоюза, ибо Литва с мая следующего года будет, надеюсь, уже состоять в ЕС. Нам уже не нужны будут квоты, не надо будет преодолевать всякие барьеры, которые еще препятствуют российским производственникам. Инвестиции в завод по производству холодильников, кстати, составляют около 20 миллионов долларов. Полезно? Конечно, и не только из-за сотен рабочих мест, в которых область нуждается. Ведь здесь) по сути, отрабатывается механизм вхождения в рынок ЕС.
С другой стороны, Россия входит в первую пятерку крупнейших инвесторов в Литве. Крупнейший нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяй – собственность российской компании ЮКОС. Отсюда – новые рабочие места, поступления в бюджет, множество других перспективных проектов. Ведем переговоры с “Газпромом”, чтобы он вместе с немецким “Рургазом” стал бы управлять компанией “Летувос дуес”. А как не вспомнить так называемый “Проект 2К” (Калининградский и Клайпедский морские порты), где есть возможность договориться о взаимовыгодном распределении грузов и работ?
Скептики могут сказать, дескать, что это все хорошо, но ведь по калининградскому пассажирскому транзиту Россия сделала множество уступок, даже подписала договор о реадмиссии. Литва, кстати, тоже, но главное не в этом. Весь этот пакет соглашений, я убежден, может стать в недалеком будущем прекрасной моделью для России получить безвизовый режим со странами ЕС – членами Шенгенского договора. Да, конечно, России еще придется многое для этого сделать: провести паспортную реформу, укрепить южные границы, начать лучше контролировать нелегалов, но разве сама Россия в этом не заинтересована? Разве не заинтересована в этом и вся остальная Европа? Значит, можно объединить наши усилия и финансы для лучшего оборудования этих границ.
Состояние межгосударственных отношений) и это аксиома) всегда влияют и на человеческие) культурные отношения) что, на мой взгляд, самое важное. Они, по сути, между нами никогда и не прекращались. Но разве легко было сниматься Донатасу Банионису или играть литовским баскетболистам в России в годы наших напряженных отношений? Конечно, нет, хорошо это помню, но и помочь ничем не мог тогда. Значит, надо жить и соседствовать по-другому, что история последних десяти лет, по-моему, доказала нам.
Наконец пришла пора пересмотреть и отношение к Калининграду, перестать разыгрывать проблему этого города и этого региона как карту в политических играх. Давайте посмотрим на область не как на проблемный анклав, а как на большие экономические и прочие возможности для России, ЕС и для Литвы, конечно, тоже. Месяц назад комиссар по вопросам расширения ЕС Гюнтер Ферхойген в Вильнюсе на конференции о Большой Европе сказал: “Калининград мы хотим видеть западными российскими воротами в Европу”.
Посетивший недавно Литву с официальным визитом председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов говорил похоже: “Сейчас в России идет работа над законом об особой экономической зоне в Калининградской области, и для России это будет пилотный проект, отработка взаимодействия части России с ЕС”. Это еще одна хорошая весть, которую мы в Литве воспринимаем с осторожным оптимизмом, ибо до сих пор, буду откровенен, получалось как-то наоборот – московские власти все более ужесточали контроль над местными делами. Думаю, что сейчас – самое время для смелых и нетрадиционных решений. Калининград и калининградцы – это часть России, и никто этого не оспаривает.
В то же время необходимо учитывать благоприятную международную ситуацию) особенно сближение России и ЕС, открывающиеся прекрасные возможности проработать здесь, в Калининграде, новые, основанные на доверии и взаимной выгоде подходы к сотрудничеству во всех областях. А их много – и окружающая среда, и транспорт, и энергетика, и бизнес, и культура, и торговля, и туризм.
Именно на всем этом, на мирной торговле и сотрудничестве, полвека назад начинал строиться Европейский союз. Договорились ведь веками воевавшие между собой французы и немцы, затем итальянцы, голландцы, позже греки, испанцы и т.д. жить в едином рынке, торговать и ездить друг к другу по одним и тем же правилам. С 2004 года в этом процветающем сообществе на полноправной основе окажется и Литва с еще 9 странами ЦВЕ. А России, уже только как соседу Литвы, не говоря обо всем остальном – ее возможностях и потенциале) сам Бог приказал перейти на новые, европейские рельсы.
Потому я возвращаюсь к тем словам, которые написал в начале: шанс для истинно европейских отношений упустить нельзя. Иначе вновь возникают вопросы, а чего ради тогда мы, литовские и российские политики, делаем свое дело? Чего ради прошли 10 лет сложного пути от разделения, выяснения отношений к взаимопониманию и возможности жить во взаимовыгодном добрососедстве.
Гедиминас Киркилас – глава комитета по международным отношениям сейма Литовской Республики, специальный представитель президента Литвы по Калининградскому транзиту.
Гедиминас Киркилас.