9 июня 2003
Задуманная Кремлем операция по объединению регионов предусматривает не только упразднение национальных округов. Как стало известно “НГ”, кремлевский план – который существует уже в достаточно детализованном виде – включает в себя еще две составляющих: объединение столичных городов Москвы и Санкт-Петербурга с прилегающими областями, а также слияние равнозначных по статусу регионов. 6 качестве жертв последнего варианта объединения рассматриваются несколько областей, включая Сахалинскую и Камчатскую, Новгородскую и Псковскую и другие территории. Если все эти планы Кремля осуществятся, то количество субъектов Федерации уменьшится как минимум вдвое, автономные округа превратятся в культурные автономии, а оставшиеся на карте регионы будут представлять скорее единые хозяйственные комплексы, нежели исторические или национальные образования. Уже в ближайшее время Кремль должен сделать в этом направлении новые шаги.
Последнее слово Яковлева
О том, что процесс слияний и укрупнений может ускориться, говорят недавние высказывания спикера Совета Федерации Сергея Миронова. Дважды в течение последней недели – в среду во Пскове и в воскресенье в Москве (через агентство “Интерфакс”) он сделал заявления о том, что укрупнение пойдет на пользу госуправлению, и при этом упорно называл число 40: “К примеру, 40 субъектами управлять с точки зрения государства гораздо эффективнее, нежели 89”.
Наши кремлевские источники подтверждают, что это не личное мнение Миронова, а озвучивание некоторых концептуальных моментов пресловутого плана. И хотя сам Миронов упоминает пока лишь Пермскую область и Коми-Пермяцкий округ, указанные им цифры говорят о том, что власти приступают к более радикальным действиям, которые коснутся в итоге каждого второго региона страны.
Из числа равностатусных губерний первыми могут объединиться Санкт-Петербург и Ленинградская область. По одному из существующих в Кремле сценариев губернаторские выборы в двух субъектах должны быть совмещены. Как заметил чиновник на Старой площади, нигде не оговаривается, что один и тот же человек не может совмещать пост губернатора в двух регионах одновременно. Это фактически означает, что может быть предпринята попытка избрать на обе должности единую кандидатуру.
Как известно, выборы главы Ленинградской области должны состояться в середине сентября. Для того чтобы совместить выборы, действующий губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев должен досрочно покинуть свой пост в середине июня. Именно к этому шагу его и подталкивают.
Кстати, законодательная почва для слияния двух столиц с прилегающими областями также фактически подготовлена. Выносимый 11 июня на обсуждение депутатов “президентский пакет” по реформе региональной и муниципальной власти предусматривает, что Москва и Санкт-Петербург получат все полномочия муниципалитетов и соответственно при желании могут лишиться статуса субъекта Федерации.
Культурные вместо национальных
Слияние субъектов Федерации, если не считать фальстарта губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына, предложившего объединиться с Костромской губернией, было начато с автономных округов, а именно – Коми-Пермяцкого АО с Пермской областью. По замыслу Кремля, национальные образования должны быть низведены до простых культурных автономий. Для решения поставленной задачи Москва пошла двумя путями – инициацией объединительных референдумов в самих субъектах и внесением в законодательство изменений, создающих экономическую основу для укрупнения территорий.
Один из законопроектов знаменитого “президентского пакета” по реформе региональной и муниципальной власти лишал АО подавляющего большинства из ныне существующих полномочий, фактически превращая их в культурные автономии. Однако на пути Кремля встали главы Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, имеющие значительные ресурсы для сопротивления. Главные добытчики нефти и газа России пригрозили бунтом, и в Кремле были вынуждены пойти им на уступки.
Тем не менее законы Козака предусматривают, что прежде совместные с округами предметы ведения теперь передаются регионам, в состав которых входят АО. Централизация финансовых потоков на уровне сложносоставных субъектов Федерации в результате значительно возрастает: область или край теперь имеют право на значительное увеличение финансовых отчислений из автономных округов на финансирование новых полномочий. Меньше денег в распоряжении – меньше независимости. Кстати, другой законопроект из “президентского пакета” закладывает экономические основы для укрупнения уже муниципальных образований. Богатый муниципалитет в обязательном порядке будет отчислять в пользу бедных свои “сверхдоходы”. Эта практика получила в документе хитроумное название “отрицательного трансферта”.
10,40 или 50?
В Кремле считают, что укрупнить регионы необходимо для оптимизации процесса управления страной, а также для выравнивания уровня финансовой обеспеченности территорий. Кроме того, существует еще одна важная причина для укрупнения, о которой очень редко говорят вслух, – кадровый голод. Профессиональных хозяйственников в России пока можно пересчитать по пальцам -на все регионы не хватает.
Наталья Меликова