15 мая 2003
Вчера состоялось очередное заседание Совета Федерации. Как и ожидалось, центральное пестов дискуссии заняло принятие новой редакции Таможенного кодекса РФ.
Федеральное Собрание совместно с правительством работало над этим нормативным правовым документом на протяжении последних пяти лет. Законодатели приложили немало усилий, чтобы в Таможенном кодексе был соблюден баланс интересов федерального Центра и регионов. Таможенный подкомитет Государственной Думы посвятил этому законопроекту 181 заседание. Всего было рассмотрено около 6, 5 тысячи поправок, многие из которых были учтены.
Принятие новой редакции Таможенного кодекса вызвано необходимостью привести его в соответствие с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. В документе, в частности, учтены положения новой редакции Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, что в дальнейшем должно облегчить вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию.
– Сегодня в чем-то исторический момент, – с этих слов начала свой доклад первый заместитель председателя Комитета по бюджету Светлана Орлова.
Она подчеркнула, что в новой редакции кодекса преобладают нормы прямого действия, что значительно упрощает применение таможенных процедур и в десятки раз снижает потребность в подзаконных правовых актах. К компетенции ГТК отнесено решение вопросов исключительно технического содержания. Подробно регламентированы отношения таможенных органов с юридическими лицами, приводится исчерпывающий перечень сведении и документов, которые необходимы при таможенном оформлении товаров.
Существенно либерализован допуск юридических лиц к осуществлению деятельности в области таможенного дела. Бюджетный комитет детально изучил закон и почти единогласно выступил за его принятие.
Однако заданные вопросы показали, что у сенаторов остаются определенные сомнения. В частности, относительно того, как в новой редакции Таможенного кодекса учтены перспективы построения единого таможенного пространства в рамках Союзного государства России и Белоруссии или ЕвразЭС. Оказалось, что никак. Однако была выражена надежда, что наши партнеры возьмут наш кодекс в качестве модельного.
Один из разработчиков новой редакции Таможенного кодекса депутат Государственной Думы Валерий Драганов в своем выступлении сделал упор на то, что этот закон – коллективный труд многих людей. Он либерален для бизнеса, но при этом у государства остаются все возможности осуществлять эффективный контроль за перемещением товаров через границу. “Кодекс направлен на дебюрократизацию российской экономики”, – подвел итог Валерий Драганов.
С ним был солидарен и председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин: – Российская таможня стремится стать органом, обслуживающим внешнеторговую деятельность. Кодекс делает для бизнеса стабильными и прогнозируемыми таможенные правила. С ним мы войдем в первую десятку стран мира, имеющих самое передовое таможенное законодательство.
Прения показали, что палата позитивно относится к Таможенному кодексу. Николай Кондратенко сказал, что кодекс нужен, полезен. Ну а в дальнейшем мы будем его совершенствовать. Давно пора было принять закон, который дал бы контроль за границей двум ведомствам – таможенникам и пограничникам, высказал свою точку зрения Борис Шпигель.
Его коллега Виктор Степанов тоже призвал принять закон. Однако, заметил он, любой закон исполняют люди. И если они получают копейки, то и исполняют соответствующим образом.
Вопрос поставили на голосование. Результаты его – все “за” – можно считать показательными. Не случайно Председатель Совета Федерации Сергей Миронов выразил удовлетворение единодушием коллег. “Трудно переоценить значимость нового Таможенного кодекса, – сказал он, отвечая на вопрос журналистов. – Сегодняшнее голосование свидетельствует о блестящей работе, проведенной Федеральным Собранием и Государственным таможенным комитетом. Это тот случай, когда долгая работа привела к созданию абсолютно качественного документа”.
Игорь НАУМОВ