25 апреля 2003
– Нас интересуют итоги исполнения бюджета за прошлый год. В первую очередь финансирование социальной сферы, образования, здравоохранения и дорожного строительства – так определил тематику “правительственного часа” минувшего заседания Совета Федерации Сергей Миронов.
Отчитаться о работе на Большую Дмитровку приехали заместитель председателя правительства – министр финансов Алексей Кудрин, первый заместитель министра транспорта- руководитель Государственной службы дорожного хозяйства Игорь Слюняев, министр по налогам и сборам Геннадий Букаев.
По предварительным данным, доходы федерального бюджета в 2002 году сложились в сумме 2202, 2 млрд. рублей, что составило 103, 6 процента к запланированному годовому объему доходов. Расходы казны по объему произведенного финансирования достигают 2050, 6 млрд. рублей, или 98, 1 процента к уточненной бюджетной росписи расходов на прошлый год. Таким образом, превышение доходов над расходами сложилось в сумме 151, 6 млрд. рублей. В первом квартале этого года картина не претерпела существенных изменений. Доходы немного, но превышают расходы, следовательно, страна живет по средствам.
Ситуация выглядит вроде бы стабильно, но бюджетных денег все равно не хватает. Причем на выполнение задач, закрепленных в федеральных целевых программах. Например, финансирование мероприятий по модернизации транспортной системы России, рассчитанной до 2010 года, составило в прошлом году только 73 процента, в том числе по капитальным затратам из средств региональных бюджетов – 45 процентов. Несмотря на это, по словам Игоря Слюняева, все-таки удалось обеспечить выполнение работ по всем двенадцати программным проектам.
Отраслью было немало сделано для поддержания в порядке автомобильных дорог общего пользования. Выполнена программа по строительству и реконструкции федеральных автодорог. Введены в эксплуатацию более полутысячи километров федеральных трасс, вдобавок к этому отремонтированы 3834 километра. Игорь Слюняев говорил об улучшении основных технико-эксплуатационных показателей: по ровности, по прочности, по коэффициенту сцепления.
Ведется ремонт и территориальных автомобильных дорог.
Однако здесь успехи куда как скромнее. План за 2002 год выполнен всего на 82 процента. Одна из причин – отвлечение ресурсов на восстановление дорожной сети регионов Южного федерального округа, пострадавших в результате стихийных бедствий. Пришлось ремонтировать, а подчас и строить заново более тысячи километров дорог и 231 мост.
В 2003 году предполагается использовать на нужды дорожного хозяйства из федерального бюджета 79, 1 млрд. рублей. Планируется капитально отремонтировать без малого тысячу километров федеральных трасс и привести в надлежащий порядок еще более 3306 километров. Приоритеты остались неизменными – это строительство и реконструкции автодороги, которая должна связать Читу и Хабаровск, кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, автомагистрали “Дон”, Сочинского транспортного узла и ряд других.
Дорожники опять напоминают о трудностях с формированием доходных источников территориальных фондов. Деньги поступают из разных источников: за счет транспортного налога, части акцизов на нефтепродукты, земельного налога, поступлений от погашения задолженностей, субвенций и субсидий региональным бюджетам на эти цели и т.д.
Поступления не всегда регулярны, что ставит отрасль в зависимое положение. А строить дороги – удовольствие весьма дорогое. Например, затраты на изъятие земель лесного фонда при строительстве и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования выросли в десятки раз. В этом году размер этой платы составит почти 1, 7 млрд.рублей. Такова будет совокупная цена программ дорожного строительства субъектов Федерации. По мнению специалистов, дополнительные расходы могут обернуться значительным снижением темпов развития сети автомобильных дорог общего пользования, что затормозит экономическое и социальное развитие территорий.
Положение дел в дорожной отрасли вызвало озабоченность Совета Федерации. Сенаторы приняли обращение к правительству в связи с неудовлетворительным, по их мнению, состоянием финансирования дорожного хозяйства страны. В обращении, в частности, отмечено, что “есть основания полагать, что в 2003 году планируемые доходы большинства территориальных дорожных фондов не будут исполнены, что приведет к срыву выполнения заданий федеральной целевой программы “Модернизация транспортной системы России на период до 2010 года”.
Верхняя палата предложила правительству внести изменения в бюджет, увеличив во втором и третьем кварталах ассигнования бюджетам субъектов Федерации по разделу “Дорожное хозяйство” за счет их уменьшения в четвертом квартале. Сенаторы считают целесообразным распределить дотации регионам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности их бюджетов, включая возмещение выпадающих доходов в связи с изменением налогового законодательства. Ну а главное, необходимо разработать новые механизмы финансирования дорожного хозяйства России.
Игорь НАУМОВ