8 апреля 2003
ВЧЕРА закончилось затишье, наблюдавшееся в Совете Федерации во время отсутствия его председателя Сергея Миронова, который почти всю последнюю неделю совершал официальный визит по ряду государств Средней Азии. Очевидно, вдохновившись видом вернувшегося на Родину спикера, сенаторы резко принялись за работу – в понедельник на заседании Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой РФ парламентарии рассмотрели сразу две чрезвычайно важные темы: об использовании бюджетных средств на содержание особо ценных объектов культурного наследия народов России и о ходе выполнения обязательств Правительства по восстановлению и защите сбережений граждан нашей страны.
“Проблем – море, нарушений нет”, – резюмировал итог вчерашнего заседания, обещавшего быть весьма скандальным, один из сенаторов. По словам министра культуры Михаила Швыдкого, который отчитывался перед парламентариями, для его ведомства до сих пор остается непростым вопрос о том, каким именно памятникам истории следует давать статус особо ценных объектов и какие учреждения имеют право быть включенными в комплекс такого объекта.
Кстати, в России насчитывается 84915 недвижимых памятников истории и культуры. Это очень высокий по сравнению с большинством стран показатель. К особо ценным объектам культурного наследия отнесены 63 организации: в их числе ансамбль Московского Кремля, Эрмитаж, Большой театр.
– Понятное дело, что финансирование особо ценных объектов культурного наследия значительно выше, чем всех остальных. Но иногда имеет место совершенно неоправданная трата средств. Например, мало кто знает, что МГУ имени Ломоносова, включенный в этот список, имеет 37 обособленных структурных подразделений – туда входят детские сады, центры довузовского образования и т.д.С какой стати эти учреждения должны финансироваться как особо ценные культурные объекты? – заявил Михаил Швыдкой.
Специалисты Счетной палаты также настаивают на том, чтобы сократить список Михаила Швыдкого с пристрастием получателей увеличенной государственной помощи, в число которых “затесалось” слишком много организаций, имеющих очень отдаленное отношение к объектам культурного наследия.
На вчерашнем заседании Швыдкой сообщил также о начале нового витка в скандале вокруг знаменитой “Балдинской коллекции” рисунков и картин, вывезенных в СССР после войны из Бременского музея. Против возвращения этой коллекции в Германию протестовали многие известные политики России. Вчера Министерство культуры направило в Генпрокуратуру все документы, необходимые для скорейшего разрешения вопроса об отправке этой коллекции в Бремен: среди документов, в частности, фигурирует постановление Верховного суда Ганзейской земли Бремен о том, что вплоть до 1945 года все 364 предмета коллекции действительно являлись собственностью местного музея. Теперь свое решение о возвращении коллекции должны принять уже не политики, а юристы.
Наиболее жаркие страсти, как и следовало ожидать, разгорелись вчера при обсуждении результатов проверки Счетной палатой обязательств Правительства РФ по восстановлению и защите сбережений граждан. Присутствовавшая в качестве докладчика замминистра финансов РФ Белла Златкис подверглась форменному допросу со стороны парламентариев. По ее словам, размер государственного долга РФ перед гражданами действительно огромен – почти II триллионов рублей. Это четыре годовых бюджета страны.
– Россия остается единственным государством в СНГ, которое выплачивает гражданам компенсацию по этим долгам, – заявила Златкис. – За последние шесть лет было выплачено почти 40 миллиардов рублей, а в ближайшие годы будет выплачено еще 25 миллиардов рублей.
Эти цифры вызвали бурю гнева у сенаторов.
– Это же все копейки по сравнению с величиной долга. В общем, денег нет и не будет! – сделал мрачный вывод глава комиссии Сергей Агапцов.
Впрочем, после того как Белла Златкис порекомендовала сенаторам самим пойти и поискать где-нибудь “свободные” 11 триллионов рублей, парламентарии сразу успокоились. Никаких новых конструктивных предложений с их стороны по этому поводу не прозвучало.