28 марта 2003
Вчера председатель Совета федерации Сергей Миронов, находящийся с официальным визитом в Италии, встретился с президентом страны и руководителями обеих палат итальянского парламента. Главной темой переговоров стала ситуация вокруг Ирака: российские парламентарии убеждали своих итальянских коллег остановить войну. В результате, практически в присутствии корреспондента “Ъ” АЛЛЫ БАРАХОВОЙ, была отменена запланированная встреча господина Миронова с премьером Италии Сильвио Берлускони.
Глава СФ приехал в Рим по приглашению итальянского сената и стал первым представителем российского руководства, посетившим страну, которая выступает на стороне антииракской коалиции. Италия, хотя и отказалась направить свои войска в Ирак, предоставила коалиции воздушное пространство и военные базы. Поэтому главной темой переговоров стала ситуация в Ираке.
Вчера утром господина Миронова принимали в президентском дворце. Президент Италии Карло Чампи стал первым, кому глава СФ объяснил необходимость прекращения войны в Ираке и возвращения ситуации “в правовое русло”. Разговор с глазу на глаз длился более часа, и, как утверждает господин Миронов, “его озабоченность” иракской проблемой президент Италии разделил и даже согласился с тем, что раз уж ООН встала перед необходимостью реформы в связи иракским кризисом, то реформировать ее нужно только в сторону усиления.
После небольшой экскурсии по президентскому дворцу господин Миронов уже в сопровождении всех членов парламентской делегации (куда, в частности, вошел представитель премьера Тувы в СФ Сергей Пугачев) направился в пригласивший его итальянский сенат. Туда российская делегация попала как раз в разгар эмоциональной дискуссии по проблеме Ирака. Правда, выяснить, о чем спорили депутаты, спикеру не удалось – итальянским языком он не владеет. Но он пришел к выводу, что в возглавляемой им самим палате парламента все проходит намного спокойнее. “Мы с моим коллегой Пугачевым сразу вспомнили Госдуму”, – пошутил глава СФ.
Впрочем, дискуссию в сенате быстро свернули в связи с появлением гостей, и российская делегация смогла побеседовать с председателем сената Марчелло Перой. Господин Миронов сообщил коллеге, что российское руководство считает военную операцию в Ираке политической ошибкой, и еще раз высказался за необходимость скорейшего окончания войны. Как оказалось, сенат также выступает за скорейшее завершение войны в Ираке – но только после его разоружения. “Я напомнил о цене вопроса, ведь у ООН есть возможность разоружить Ирак мирным способом. Мандат международных военных инспекторов не прекращен. Но председатель сената ответил, что прекращение огня в настоящий момент нереально”, – изложил суть диалога спикер СФ. Переговоры закончились совместным обедом российских и итальянских сенаторов.
Разговор на эту тему продолжился уже с председателем палаты депутатов итальянского парламента Пьером Казини. “Экспорт революции или демократии ни к чему хорошему не приводит”, – убеждал председатель СФ собеседника. Тот вроде бы соглашался. Российская делегация считала, что приводит более чем убедительные доводы. “Ведь у нас чуть ли не самый богатый опыт по экспорту всяких революций, – пояснил корреспонденту “Ъ” господин Пугачев. – Это и Афганистан, и Чечня, и Южная Америка. И мы, как никто другой, знаем, к чему это приводит”. Впрочем, тувинский сенатор подчеркнул, что в ходе переговоров речь шла не только о войне, но и о будущем обустройстве Ирака, в котором Россия хотела бы полноценно участвовать: “У нас есть огромный экономический интерес в Ираке. У европейских стран он тоже есть. Поэтому сейчас, когда боевые действия фактически провалились, нам есть о чем поговорить. Ведь каждый день работает против Америки”.
Итальянские парламентарии с российскими коллегами вроде бы и не спорили. Однако заранее запланированная на четверг встреча господина Миронова с премьером Италии Сильвио Берлускони вдруг была отменена. Как объяснял господин Миронов, об отказе речь не идет, “просто премьер оказался в этот день в Милане”.
Зато сегодня председателю СФ предстоит аудиенция у папы римского Иоанна Павла II, который также является ярым противником войны в Ираке. Как надеется господин Миронов, в Ватикане его ждет полное понимание: “Зная позицию понтифика, его неуклонные моления за мир, я думаю, мы найдем общий язык”.
АЛЛА БАРАХОВА, Рим