21 марта 2003
В четверг в Челябинске завершился Уральский информационный форум. Представители регионов, столичного медиа-сообщества, правительственные чиновники, а также сенаторы во главе со спикером Совета федерации Сергеем Мироновым говорили о планах образования единого информационного пространства на территории необъятной родины.
“Российский информационный рынок только формируется”, это одно из приоритетных направлений в деятельности государства, вторили друг другу высокие гости и хозяева форума. Сказать прямо, что единое информационное пространство в России, о необходимости создания которого было заявлено два года назад, по-прежнему отсутствует, не захотел никто. “На сегодня информпространство в России достаточно рыхлое”, – объяснил Дмитрий Мезенцев, глава комиссии Совета федерации по информационной политике, пишут “Известия”.
По словам Андрея Короткова, первого замминистра по связи и информатизации РФ, пока существует русский язык, объединяющий территорию России, существует и единое информационное пространство. Но в эпоху электронных технологий одного языка мало. Необходимо выстроить такую структуру взаимодействия власти и общества, чтобы простой, скажем, уральский человек мог быть не столько потребителем качественных новостей, сколько реальным участником информационного процесса.
По словам губернатора Челябинской области Петра Сумина, не решен даже такой вопрос, как доступность СМИ для населения: федеральные СМИ (и печатные, и электронные) просто не доходят до многих регионов. Первый вице-губернатор Андрей Косилов был более конкретен: “Главная брешь в том, что сейчас в регионах всего два влиятельных СМИ – второй и первый телеканалы. Многие субъекты не имеют возможности дать четкую картинку жизни в своем регионе. Основную информподпитку населению оказывают не центральные, а как раз местные и региональные каналы”.
По данным Минпечати, только 12% информации, потребляемой в регионе, приходится на федеральные СМИ, остальное восполняют региональные. Поэтому мы вынуждены, заявили челябинские руководители, создать областной канал, который полноценно будет вещать о регионе. Естественно, он будет подконтролен обладминистрации.
Спикер Совфеда Сергей Миронов считает, что пора избавляться от карманных СМИ, причем федеральным органам в первую очередь: “Мы должны отходить от практики государственных СМИ, власть любого уровня имеет право выпускать не полновесные газеты и журналы, а исключительно информационные бюллетени”.
Как заявил Андрей Коротков, деньги на создание единого информационного пространства в стране есть. По словам Дмитрия Мезенцева, деньги заложены и в федеральном бюджете (программа “Электронная Россия”), и в региональных, есть они и у СМИ.
Однако на вопрос, что конкретно, по пунктам, надо сделать для скорейшего появления единого информационного пространства в России, участники заседания ответить все же не смогли. Не ставшие откровением рекомендации форума о необходимости принятия нового закона о СМИ, дальнейшей работы по программе “Электронная Россия”, повышения профессионализма региональных СМИ было решено отправить на доработку.