20 марта 2003
В четверг в Челябинске завершился Уральский информационный форум. Представители регионов, столичного медиа-сообщества, правительственные чиновники, а также сенаторы во главе со спикером Совета федерации Сергеем Мироновым говорили о планах образования единого информационного пространства на территории необъятной родины.
“Российский информационный рынок только формируется”, это одно из приоритетных направлений в деятельности государства, вторили друг другу высокие гости и хозяева форума. Сказать прямо, что единое информационное пространство в России, о необходимости создания которого было заявлено два года назад, по-прежнему отсутствует, не захотел никто. “На сегодня информпространство в России достаточно рыхлое”, – объяснил “Известиям” Дмитрий Мезенцев, глава комиссии Совета федерации по информационной политике.
Андрей Коротков, первый замминистра по связи и информатизации РФ, убеждал корреспондента “Известий”, что пока существует русский язык, объединяющий территорию России, существует и единое информационное пространство. Но в эпоху электронных технологий одного языка мало. Необходимо выстроить такую структуру взаимодействия власти и общества, чтобы простой, скажем, уральский человек мог быть не столько потребителем качественных новостей, сколько реальным участником информационного процесса.
По словам губернатора Челябинской области Петра Сумина, не решен даже такой вопрос, как доступность СМИ для населения: федеральные СМИ (и печатные, и электронные) просто не доходят до многих регионов. Первый вице-губернатор Андрей Косилов был более конкретен:
– Главная брешь в том, что сейчас в регионах всего два влиятельных СМИ – второй и первый телеканалы. Многие субъекты не имеют возможности дать четкую картинку жизни в своем регионе – у федералов на это просто нет эфирного времени. А западный опыт свидетельствует, что основную информподпитку населению оказывают не центральные, а как раз местные и региональные каналы.
По данным Минпечати, только 12% информации, потребляемой в регионе, приходится на федеральные СМИ, остальное восполняют региональные. Поэтому мы вынуждены, заявили челябинские руководители, создать областной канал, который полноценно будет вещать о регионе. Естественно, он будет подконтролен обладминистрации. Как подтвердил Сумин, в бюджете на это есть деньги, но сколько именно, сказать отказался. В конце прошлого года из областного бюджета было выделено 400 тысяч долларов на обновление студийно-передающих мощностей ЧГТРК, учредителем которой в 2000 году администрация региона стала вместе с правительством России. Но сейчас компания полностью подчиняется ВГТРК. Впрочем, высказывались предложения создать второй федеральный канал, где половина вещания была бы отдана под региональные новости.
Но вот спикер Совфеда Сергей Миронов как раз считает, что пора избавляться от карманных СМИ, причем федеральным органам в первую очередь: “Мы должны отходить от практики государственных СМИ, власть любого уровня имеет право выпускать не полновесные газеты и журналы, а исключительно информационные бюллетени”.
Информационно открытыми друг для друга должны стать и все ветви власти – по вертикали и горизонтали. Иногда, поделился Миронов с “Известиями”, создается впечатление, что, к примеру, Центральный федеральный округ и Уральский федеральный округ – это две разные планеты. Главы субъектов из одного федерального округа зачастую попросту не знают, что происходит у ближайших соседей. (Сразу вспомнилось, что два года назад окружные полпредства как раз и были в числе главных родителей идеи единого информпространства.) По сведениям источника “Известий”, в Совете федерации уже приступили к созданию единой электронной базы данных для законодательных органов регионов. Это позволит оперативно обмениваться мнениями о ситуации в регионах и соучаствовать в законодательном процессе. “И тогда никто не скажет, что в парламенте страны в очередной раз принимают чисто московский закон”, убеждали корреспондента “Известий”.
Деньги на создание единого информационного пространства в стране есть, заверил “Известия” Андрей Коротков. А сколько их надо? Никто вам этого не скажет, убежден Коротков. По словам Дмитрия Мезенцева, деньги заложены и в федеральном бюджете (программа “Электронная Россия”), и в региональных, есть они и у СМИ. “Важно не допустить, чтобы они размывались”, – подчеркивает сенатор.
Однако на вопрос, что конкретно, по пунктам, надо сделать для скорейшего появления единого информационного пространства в России, участники заседания ответить все же не смогли. Не ставшие откровением рекомендации форума о необходимости принятия нового закона о СМИ, дальнейшей работы по программе “Электронная Россия”, повышения профессионализма региональных СМИ было решено отправить на доработку.
Наталья РАТИАНИ, Челябинск