13 марта 2003
Минфин предлагает снижать налоговое бремя на 1 % ВВП в год
Вчера в преддверии заседания правительства, на котором вновь будут обсуждать налоговую реформу, состоялась расширенная коллегия Минфина. На ней присутствовали глава Центробанка Сергей Игнатьев, министр по налогам и сборам Геннадий Букаев, министр труда и социального развития Александр Починок, министр науки, промышленности и технологий Илья Клебанов, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, председатель бюджетного комитета ГД Александр Жуков и многие другие. Очевидно, чиновники решили еще раз “сверить часы” перед сегодняшним заседанием правительства.
Вице-премьер и министр финансов Алексей Куприн изложил планы Минфина по реформированию налоговой системы. Он заявил, что в прошлом году доходы бюджета впервые после 2001 года снизились. Но это не означает, что налоговые органы стали работать хуже – скорее, сказалось снижение налогового бремени. Кроме того, по словам Кудрина, некоторые регионы – Мордовия, Калмыкия, Чукотка – до сих пор предоставляют льготы по налогу на прибыль, хотя они уже отменены. А льгот по НДС в 2002 году было дано на 33 млрд рублей. Кудрин предложил принять законодательные поправки, запрещающие регионам самостоятельно устанавливать льготы с 1 января 2004 года.
Глава Минфина назвал тревожной ситуацию с ростом непроцентных расходов, то есть с увеличением зарплат, пенсий и компенсаций по стихийным бедствиям. Чтобы избежать роста инфляции, Кудрин предложил с 2004-го снизить эти расходы на 1, 4% и довести их до 11, 6% ВВП.
Также Кудрин подробно остановился на мерах и сроках дальнейшего снижения налогов. Позиция Минфина в этом вопросе осталась непреклонна: сокращать бремя податей не более чем на 1 % ВВП в год. По словам Кудрина, инвестиционного роста одним снижением налогового бремени добиться вряд ли удастся. С налоговой реформой необходимо синхронизировать структурные реформы, которые пока буксуют.
Коснувшись изменения налоговой системы, Кудрин подчеркнул, что с 2004 года будет пересмотрен весь комплекс имущественных налогов, упрощено возмещение НДС, отменены налог с продаж и контроль за доходами физических лиц. Все это приведет к серьезным потерям бюджета. Наряду с этим глава Минфина предложил ввести единый налог и заменить акциз на газ налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Кстати, в этом Минфин поддерживает и МЭРТ. По словам руководителя департамента налоговой политики МЭРТ Михаила Орлова, отмена акциза на газ будет эффективной, если повысить налог на добычу полезных ископаемых в части газа и экспортные пошлины на газ. В планах Минфина также увеличение ставок НДПИ на нефтяную отрасль на 20- 25% и выведение 25 нефтегазоносных объектов из режима Соглашения о разделе продукции. В этом вопросе Минфин поддержал председатель СФ Сергей Миронов, который порекомендовал главе Минфина “смелее изымать сверхдоходы” у нефтяников.
Что касается формирования стабилизационного фонда, то, по мнению Кудрина, сверхдоходы бюджета должны быть направлены в первую очередь не на снижение налогового бремени, а на возмещение выпадающих доходов бюджета при низких ценах на нефть и служить “страховкой по пикам платежей по внешнему долгу”. Так, при цене нефти 12 долларов за баррель недостаток бюджетных ресурсов в 2004 году составит 425 млрд рублей, или 2, 9% ВВП. В то же время, если направить сверхдоходы на выплату зарплат, пенсий и других социальных обязательств бюджета, то это может вызвать всплеск инфляции и соответственно обесценивание рубля.
С таким выводом не согласился Александр Жуков, который заявил, что “удержать увеличение зарплат, особенно в предвыборные годы, с таким мешком денег, который есть у правительства, будет очень трудно.
Почему нельзя направить деньги стабфонда на снижение налогового бремени?” – обратился Жуков к Кудрину. На что вице-премьер ответил, что стабфонд преследует задачу не только создать страховку для доходов бюджета в период кризиса, но и является механизмом изъятия “лишних” денег из экономики. За последние два месяца, по его словам, золотовалютные резервы ЦБ увеличились на 5 млрд долларов, российские компании привлекли за рубежом около 4 млрд долларов, а западные инвесторы все больше вкладывают средств в российский фондовый рынок. Кроме того, наблюдается серьезный приток валюты в страну, который оказывает инфляционное давление. Возможности Центробанка, по словам Куприна, отнюдь не безграничны. “Таким образом, стабфонд является важнейшим инструментом для удержания макроэкономических параметров, а не только инфляции”, – резюмировал Кудрин.
Главу Минфина поддержал Геннадий Букаев, заявивший о том, что в первую очередь нужно решать бюджетные проблемы, “Что тся с теми, кто этого правила не придерживается, мы видим на примере ФСНП”, – пошутил глава налогового ведомства. Так же, по его словам, необходимо сначала разобраться с действующими изменениями в налоговом законодательстве, а потом принимать новые решения по сокращению налогов. Так, в прошлом году от снижения налога на прибыль компании должны были сэкономить порядка 140 млрд рублей. Возникает вопрос: куда делись эти деньги? “Может быть, на инвестиции, на выплату зарплат?” – не унимался Букаев. – Раз мы их не видим там, нам нужно подумать, стоит ли снижать налоговое бремя дальше”
Между тем чья точка зрения одержит верх, мы узнаем, скорее всего, после сегодняшнего заседания правительства.
Каха Кахиани.