25 февраля 2003
По данным Госкомстата России, в стране сегодня работает 843 тыс. малых предприятий. Достаточно ли это? На заседании Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства, созданного недавно при Совете Федерации, тоже задались этим вопросом. По сообщению спикера Сергея Миронова, малые предприятия (МП) у нас формируют всего 10% ВВП, в странах же с развитой экономикой доля малого бизнеса в производстве ВВП доходит до 80%. “Все вокруг говорят о значимости малого бизнеса, о его необходимости, о помощи малому бизнесу. Но открыть дело сейчас гораздо сложнее, чем в начале 90-х годов”, – заявил Миронов. К тому же только 30% МП после первого старта остаются в бизнесе, остальные сходят с дистанции. Неудивительно, что в доходной части консолидированного бюджета доля российских МП составляет всего 10%, тогда как в Европе – 50%. Главным тормозом в развитии МП является отсутствие средств. Финансовые организации покрывают менее 1 % потребности малого предпринимательства в кредитных ресурсах. Поэтому наиболее распространенным способом привлечения средств для МП стало неформальное финансирование: так называемый партнерский кредит.
Сдерживают развитие системы МП и неотрегулированные отношения в налоговой сфере. В частности, у бизнеса уже появились проблемы, связанны с упрощенной системой налогообложения. Предприниматель, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход по какому-либо виду деятельности, уже не вправе применять упрощенную систему. Новая упрощенная система налогообложения не позволяет индивидуальным предпринимателям погашать единый налог путем оплаты стоимости патента на осуществление определенного вида деятельности. Еще в 2001 году приняты федеральные законы, направленные на ограничение наиболее явных форм бюрократического произвола по трем самым болевым точкам: регистрация предприятий, получение лицензий, контрольные проверки. Однако система “одного окна” до настоящего времени не создана. Провозглашенного упрощения процедуры регистрации юридических лиц не произошло.
Результатом принятия федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” явилось значительное сокращение количества проверок субъектов малого предпринимательства контролирующими органами. Однако со стороны ряда ведомств беспорядочный контроль продолжается, так как положения названного закона вообще не работают в отношении органов налоговой полиции, МВД РФ, МНС РФ, МЧС РФ (пожарный надзор). Как видим, в правовом поле, где действует субъекты малого бизнеса, еще много белых пятен. И каждое такое пятно – это Бермудский треугольник, где терпят крушение многие.