Полномочия не деляться.("Время МН".- 18.02.2003.- №021.- c.3)

18 февраля 2003

Проблемы, волнующие регионы России в связи с намеченным на 21 февраля обсуждением в Госдуме пакета законопроектов о разграничении полномочий органов власти различных уровней, обсудит сегодня Совет законодателей РФ
Во многих субъектах Федерации не удовлетворены как сложившейся практикой, когда разные органы власти постоянно тянут на себя общее одеяло, так и попыткой центра самостоятельно определить, кого какими полномочиями наделять. Не нравится некоторым регионам и новая, смешанная система выборов в законодательные собрания. Там полагают, что преждевременно избирать депутатов по партийным спискам, если сами партии сегодня реально функционируют лишь в пределах Садового кольца столицы. Эта тема также будет затронута в ходе сегодняшнего пленарного заседания Совета законодателей (СЗ), которое пройдет в стенах верхней палаты Федерального собрания. Кроме того, здесь не могут не прозвучать и ответные претензии – представителей федеральной власти к региональной элите. Речь идет о кажущейся надуманной, но очень волнующей многих сенаторов проблеме досрочного отзыва членов Совета Федерации.

Поскольку на пленарном заседании СЗ должен присутствовать Владимир Путин, некоторые спикеры региональных парламентов, отчаявшиеся достучаться до президента, могут в своих выступлениях затронуть и иные, не предусмотренные повесткой вопросы. Однако решить их в таком формате, когда президент даже не имеет под рукой необходимых документов, вряд ли удастся.

Основной вопрос – о разграничении полномочий – тоже вряд ли будет закрыт в рамках совещательного органа: вначале рекомендации спикеров должна учесть (или проигнорировать) Госдума, а уж потом, когда уже принятый закон попадет в Совет Федерации, воля регионов может быть проявлена сенаторами. Если, конечно, они готовы выполнять поручения органов, назначивших их в верхнюю палату, а не только советы и указания Кремля. Кстати, именно двойственная природа нынешнего состава СФ, который должен, с одной стороны, учитывать интересы регионов, а с другой – федеральной власти (ведь ее также представляют сенаторы), заставляет все чаще задумываться о том, обладает ли член верхней палаты императивным мандатом либо он вправе действовать самостоятельно. Практика досрочного отзыва регионами своих представителей, которую уже критиковал спикер палаты Сергей Миронов, приводит к нестабильности в СФ. Некоторые с этим смирились; другие, например Вячеслав Попов, успешно сражаются за свой мандат с теми, кто пытается отозвать неугодного сенатора. Но есть и такие, кто готов доказывать в судебных инстанциях, что защищенный парламентским иммунитетом в соответствии с федеральным законом о статусе депутатов и членов СФ гражданин вообще не может быть отозван в том же порядке, в каком его избрали.

Действительно, малейший межличностный конфликт между губернатором и его представителем в СФ может стать отличным поводом для замены строптивца, которого всегда можно упрекнуть в “отрыве от региона” – ведь теперь все сенаторы постоянно живут в Москве. Еще более сомнительной причиной для подобного отзыва кажется смена власти в законодательном собрании субъекта РФ. Если там наблюдается перманентная борьба между двумя группами депутатов, почти равных по численности, то даже один “перебежчик” может нарушить статус-кво, после чего новое парламентское большинство вправе вначале заменить спикера, а затем и своего представителя в СФ. Насколько защищает сенаторов закон – тоже большой вопрос. Пока судебная практика не дала на него однозначного ответа. И наконец, в обсуждении вопроса о партийных выборах примет участие глава ЦИК РФ Александр Вешняков. Он дал понять, что намерен погрозить пальчиком тем региональным законодателям, которые “не хотят понимать необходимость выполнения закона о введении пропорциональной системы”.

Константин Катанян