Переезд через сенат.(" Время новостей".- 13.02.2003.- №026.- c.8)

13 февраля 2003

Совет Федерации вчера одобрил большинством голосов последний и самый важный законопроект из правительственного пакета по реформе железных дорог – “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта”. Именно этот документ закладывает рыночные основы реформы – разделение секторов госрегулирования и хозуправления.

“За” проголосовали 115 сенаторов, “против” – девять. В МПС и не сомневались, что закон пройдет, но уговаривать сенаторов пришлось долго. Забраковав закон в конце года, на Большой Дмитровке понимали, что изменить концепцию реформы уже не удастся, но редактирование закона в рамках согласительной комиссии продолжили и даже попытались внести поправки концептуального характера, которые затем отозвали. В итоге только 17 из 30 рассмотренных поправок нашло отражение в принятой редакции закона. В Госдуме и самом МПС поведение сенаторов смогли объяснить только попыткой заявить о своей значимости в законотворческом процессе, тем более при рассмотрении такого важного вопроса.

Вот и вчера, несмотря на то, что за день до голосования спикер верхней палаты Сергей Миронов официально заявил, что СФ поддержит закон, сенаторы не упустили возможности поторговаться перед нажатием кнопок. Они не без оснований ссылаются на то, что закон ущемляет интересы регионов, – действительно, железнодорожная реформа добавит головной боли губернаторам, существенно сократив их финансовые ресурсы. Изменение статуса железных дорог (создается одно юр-лицо – ОАО “РЖД”) вызовет перераспределение налоговых потоков.

Глава МПС Геннадий Фадеев признал, что объем начисления налога на прибыль в отдельных регионах (на территории которых проходят Московская, Северная, Горьковская, Восточно-Сибирская и Дальневосточная дороги) уменьшится на 17%. Успокоить сенаторов попытался замглавы Минфина Андрей Попов, который заверил, что вопрос о выпадающих доходах является предметом тщательного анализа, по итогам которого уже в конце февраля правительством будет разработан механизм компенсации. Однако глава сенатского комитета по обороне и безопасности, представитель Хабаровской думы Виктор Озеров на слово чиновникам верить не стал и предложил внести такой механизм прямо в закон (это оказалось невозможным, поскольку данный вопрос не является предметом регулирования железнодорожного закона и скорее относится к Бюджетному и Налоговому кодексам). А зампред комиссии по взаимодействию со Счетной палатой, представляющий Томскую думу, Юрий Ковалев, обвинив ведомство г-на Кудрина в систематическом невыполнении Бюджетного кодекса, заявил: “При такой дисциплине Минфина закон нанесет ущерб регионам”.

В итоге сенаторы решили принять отдельно специальное постановление “О мерах по компенсации расходов субъектов РФ, связанных с реформированием железнодорожного транспорта”, рекомендовав правительству предусмотреть в нем источники финансирования таких компенсаций при подготовке проекта бюджета на 2004 год. А если правительство не оправдает их ожиданий, пригрозили проявить “политическую волю” путем блокирования проекта бюджета.

Помимо выпадающих доходов сенаторы обнаружили еще и дополнительные расходы, которые, по словам представителя правительства Бурятии Владимира Агалова, регионы несут, покрывая убытки по пригородным и местным пассажирским перевозкам. И здесь Алексею Кудрину “влетело” сильнее всего. “Минфин служит другому богу! – гремел с трибуны экс-губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко. – Пригородные перевозки сложились не по прихоти регионов, у которых нет средств на покрытие убытков”.

В отсутствие главы Минфина не утерпел Геннадий Фадеев: “Пока правительство и вы будете принимать такие бюджеты (без строки на покрытия убытков. – Ред. все так и будет”. “Государство не может решить проблему убыточности пассажирских перевозок и перекладывает ответственность на грузоотправителей. При том что цена вопроса – 54 млрд рублей, из которых 24 млрд – убытки от перевозок дальнего следования и порядка 30 млрд – от пригородных, из бюджета в 2003 году выделено только 300 млн рублей”, – заявил глава МПС. Однако на федеральный бюджет регионам и не придется рассчитывать – в конце года парламент утвердил закон “О железнодорожном транспорте”, где финансирование пригородных перевозок возложено целиком на регионы.

Яна ВИКТОРОВА