31 января 2003
Собравшиеся в театре “Новая опера” ведущие российские пиарщики наградили достойнейших своих коллег и пообщались в неформальной обстановке. А главным итогом вечера стало то, что российские специалисты по общественным связям обрели новые ориентиры в своей профессиональной деятельности.
Как целился “Лучник”
На рассмотрение жюри в этом году было представлено более 250 работ из 30 регионов России. Впервые в конкурсе приняли участие выполненные на русском языке работы из Украины, Казахстана, Латвии. Кстати, все они вошли в шорт-лист премии.
– Победители определялись по нескольким критериям, – рассказала “РГ” председатель жюри конкурса, и. о. президента Россиийской ассоциации по связям с общественностью Марина Шишкина. – Прежде всего мы ориентировались на социальную значимость проекта. Нас не интересовали проекты, сделанные для удовлетворения чьих-либо личных амбиций. Мы обращали внимание на творческий уровень исполнения проекта. PR – профессия творческая, и без хорошей креативной идеи успеха в ней не добиться. Третий критерий – бюджетная составляющая. Эффективность расходования средств при проведении кампании – очень важный показатель успеха проекта. Жюри старалось выбирать протяженные по времени проекты. Разовая акция оценивалась нами гораздо ниже, чем длительная системная работа по формированию чьего-либо имиджа, разъяснению задач текущего момента или же обеспечению некой идеи.
В кого попал “Лучник”
В тот вечер на строго, но стильно декорированной сцене “Новой оперы” под виртуозные ритмы, извлекаемые человеком-оркестром Рашидом из бессчетного числа барабанов, барабанчиков и барабанищ, своих хозяев обрели семь “Серебряных лучников”.
В номинации “Лучший РR-проект года” традиционно вручаются три равнозначных приза. Первого “Лучника” получила пилотная региональная программа “Купи тепло и свет в свой дом”, о которой читайте отдельный рассказ в одном из ближайших номеров “РГ”.
Вторую фигурку “Серебряного лучника” увезли с собой организаторы информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам Всероссийской переписи населения.
– Когда я слышу, что кто-то жалуется: “Как обидно-то, ко мне переписчики не пришли”, я радуюсь, – сказал президент компании “Крос” Сергей Зверев. – Значит, мы убедили граждан, что принять участие в переписи очень важно для них.
Обладателями третьей статуэтки стали разработчики кодекса корпоративной этики сотрудников Тюменской нефтяной компании.
В номинации “Лучшее издание, интернет-сайт, освещающие развитие связей с общественностью” приз за формирование среды профессиональных коммуникаций, журналистское мастерство и эффективное влияние на развитие отрасли получил журнал “РR-диалог”. Это издание, как выразился вручавший награду член совета директоров ОАО “БАТ-ЯВА” Владимир Аксенов, “must читать каждый профессионал”. Издатель журнала Владимир Думов заметил, что привык относиться к своему детищу, как к малому ребенку, но “сегодня наше дитя получило аттестат зрелости”.
В номинации “Лучшая работа по теории PR” победил доцент кафедры PR и рекламы Санкт-Петербургского университета Алексей Кривоносов, автор книги “РR-текст в системе публичных коммуникаций”.
Приз в номинации “Регион, в котором эффективно развиваются связи с общественностью” получил Приволжский федеральный округ. А “Серебряного лучника” вручили Полномочному представителю Президента РФ в этом округе Сергею Кириенко с формулировкой “за системную работу по объединению информационного пространства”.
– Целостность страны – это крепкие связи людей между собой, – сказал лауреат. – Но наладить общественные связи – самое трудное из того, что предстоит сделать в стране.
За деятельность по эффективному развитию общественных связей в России “РR-персоной года” профессионалы признали председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова.
– Это награда всей команды Совета Федерации, – подчеркнул награжденный. – Если награждают лидера, значит, команда состоялась.
Специальный приз попечительского совета был вручен консалтинговой группе “Имидж-Контакт” за издательский проект, связанный с развитием профессионального образования. Консалтинговая группа издала целую серию переводных учебников по широкому набору дисциплин, связанных с методами и технологиями современного консультирования. Эти книги восполнили существующий дефицит учебной и методической литературы для преподавателей и студентов.
Специальный приз жюри вручен отделу по связям с общественностью Управления здравоохранения г.Екатеринбург за формирование положительного имиджа управления.
Пора стать ткачами!
Одним словом, можно сказать, что PR в России набрал вполне внушающие уважение темпы развития. Некоторые специалисты считают, что сегодня в нашей стране сформировалось уже новое поколение профессионалов по выстраиванию общественных связей.
– 14 лет (а примерно столько существует у нас в России эта отрасль) – большой срок, – говорит Игорь Минтусов, председатель совета директоров группы компаний “Никколо М”. – Успело смениться как минимум два поколения профи. Главное отличие нынешнего поколения профессионалов от поколения первопроходцев – этическое. В первой половине 90-х годов PR напоминал бои без правил. Главным критерием считался результат. Этических ограничений практически не существовало. Кто победил, тот и прав. Но к концу десятилетия РR-сообщество начинает накладывать на себя самоограничения. Компании, лидирующие на рынке и претендующие на занятие определенного сектора рынка, выдвинули весьма жесткие деловые стандарты. Да, к сожалению, до сих пор существует достаточно много людей, весьма эффективных с точки зрения результата, но не отягощенных моральными принципами. Они могут заработать большие деньги, но они не имеют имени и быстро исчезают из публичного пространства.
Член попечительского совета премии Игорь Писарский характеризует нынешнее положение дел в отрасли так:
– Можно сказать, что российский PR вырос из детских штанишек, – сказал он “РГ”, подводя итоги церемонии. – Правда, и до зрелости ему еще далеко. Скорее он отрок. Радует и то, что в конкурсе принимали участие работы из других стран. Это свидетельствует об интеграции пространства общественных связей. Отрадный факт, что очень профессиональные работы касаются не только “классических тем” пиара – корпоративного управления, разрешения конфликтов, – но и достаточно специфичных вещей, как-то: воспитательной работы с населением. Упомяну в качестве примера программу “Купи тепло и свет в свой дом”. Этот проект интересен большой работой по социализации населения. Внедрение в народ элементарных рыночных реалий типа той, что за свет и тепло неплохо время от времени платить, оказывается непростой пиаровской задачей. Пилотная модель такого внедрения и обкатана в проекте. Успех программы продемонстрировал, что с задачей можно и нужно справляться. Примером нового активно развивающегося в последнее время направления может послужить разработка корпоративного кодекса ТНК. Сколотив команду и завоевав позицию в бизнесе, люди понимают, что, чтобы двигаться дальше, вперед, необходимо правильно выстроить отношения внутри команды.
Образно говоря, раздавая “Лучников”, мы столбим новые вершины, которые предстоит покорять. Поэтому сверхзадача премии – выявление лучших образцов профессии и демонстрация их всему профессиональному сообществу, чтобы оно на них равнялось.
А напоследок хочется процитировать текст с плаката, украшавшего сцену театра: “Единственный достойный ответ на вызов времени – не революционный передел, но кропотливая ткаческая работа по сплетению разрозненных нитей общественных связностей в единую однородную ткань взаимопонимания. И тогда территория становится державой, людская масса великим народом, а ментальность национальной идеей. Мы уже были “шаманами”, “технологами – разрушителями иллюзий”, “прожженными циниками” и “обладателями сокровенного знания”. Может быть, нам пора стать ткачами?” Лучше не скажешь.
Федор Сокольников