25 ноября 2016
Уважаемые коллеги!
Спасибо за предоставленную мне возможность принять участие в работе съезда. Всегда стараюсь быть в курсе проблем отрасли.
Практически все сферы профессиональной деятельности в нашей стране сегодня испытывают одни и те же трудности. Слабость рынка, недобросовестная конкуренция, недоступность кредитов, отсутствие системной подготовки кадров. К этому в последние годы добавились санкции и падение курса рубля.
Зависимость экономического роста от экспорта энергоресурсов и сырья до сих пор так и не преодолена, хотя задача по модернизации структуры отраслей была поставлена ещё пятнадцать лет назад. Но сегодня возникла опасность впасть в другую крайность – сэкономить на поддержке базовых отраслей. Это было бы большой ошибкой. Да, мы должны выходить на мировую арену с конечным продуктом. Но нельзя при этом терять уже завоёванные сырьевые и энергетические рынки!
Хочу особо подчеркнуть: геополитическое положение и роль России в мировом сообществе сегодня определяется и будет определяться её сырьевым потенциалом.
По оценкам экспертов, конъюнктура мировых сырьевых и энергетических рынков в ближайшее время не изменится. Спроси и цены падают, и «света в конце туннеля» пока не видно.
Описывая современное состояние отрасли, нередко применяют термин «новая нормальность». Но не надо впадать в пессимизм. Прогноз цен сегодня мало чем отличается от гадания на кофейной гуще. Может начаться и обратный процесс. Во всяком случае, мы должны быть к этому готовы. Например, несмотря на пессимистические прогнозы, добыча угля в первой половине этого года увеличилась более чем на 6%. Отдельные компании даже рассчитывают на стабильный рост.
Все ведущие страны мира рассматривают доступ к минеральному сырью как важнейшее условие экономического развития. Около 20 государств ведут настоящую борьбу за ресурсы континентального шельфа и глубоководных районов Мирового океана. Все понимают: чтобы контролировать цены, надо контролировать крупнейшие мировые месторождения полезных ископаемых.
Россия является прямым конкурентом в производстве минерально- сырьевых ресурсов для США, Канады, Австралии и третьих стран, чья экономика находится в зависимости от США. Это и есть одна из основных причин санкций. Цель и экономический интерес – потеснить Россию на сырьевом рынке посредством санкционного давления. Но нет худа без добра: санкции учат нас думать и действовать по-новому.
По прошлому опыту известно, что на сырьё и энергоресурсы колеблются возле дна до тех пор, пока мировая экономика не начнёт подъём. Но это не означает, что надо сидеть и ждать у моря погоды. В отрасли накопились серьёзные системные проблемы, и их надо решать незамедлительно.
Принимая во внимание нынешнее состояние дел, уход с рынка слабых игроков неизбежен. Но мы не имеем права быть слабыми. Реальный вклад недропользования в ВВП России достигает 50-60%. Значит, надо повышать конкурентоспособность и побеждать.
Думаю, что стабильное будущее будет у крупных компаний с хорошей капитализацией, а также у тех компаний, которые начнут внедрять в горное производство полностью автоматизированные процессы. По экспертным оценкам, автоматика повышает производительность труда на 20 и более процентов. Это может стать решающим конкурентным преимуществом.
Что касается малых и средних предприятий, то они должны найти свою нишу в отрасли, а не балансировать на грани банкротства. Например, крупные добывающие компании крайне неохотно вкладываются в начальный этап геологоразведочных работ, за исключением поисковых работ вблизи своей инфраструктуры. Они внимательно отслеживают результаты работ малых компаний и, если намечается перспектива, быстро приходят туда со своими деньгами.
На передний план в стране выходят проблемы горного машиностроения. Пока нас спасает длительный срок службы горного оборудования, однако его износ скоро станет критическим. В условиях резкого сокращения иностранных инвестиций, доступа к капиталу и падения курса рубля рассчитывать на импорт в той же мере, как и раньше, мы не можем.
Решать проблемы воспроизводства основных фондов отрасли придётся путём создания полного цикла производства горного оборудования. Это долгий, сложный и дорогой путь, но при этом он самый эффективный, учитывая значение отрасли для обеспечения экономической безопасности страны. Конечно, не надо сбрасывать со счетов и другое: повышение коэффициентов локализации при производстве на территории страны оборудования ведущих мировых брендов, поставки из дружественных стран, кооперацию, обмен опытом, технологиями и т.д. Никакой самоизоляции быть не должно. Но системные риски надо устранять. Это во-первых.
Во-вторых. Надо максимально использовать наши экспортные возможности. Только что в Екатеринбурге прошла IX специализированная выставка технологий, оборудования и спецтехники для горно-металлургического комплекса. Отечественные новинки вполне конкурентоспособны.
В качестве положительного примера хочу упомянуть индийский заказ на модернизацию агломерационных фабрик и изготовление оборудования, который выполняет корпорация «Уралмашзавод». В следующем году планируется открытие сервисного центра для обслуживания горнодобывающих и горно-металлургических индийских предприятий.
В-третьих. Надо переходить от обычных отношений в формате “покупатель – продавец” к таким, при которых возникают длительные кооперационные связи.
Так, многие российские компании располагают актуальными наработками, но зачастую не имеют финансовых и организационных ресурсов на их коммерциализацию. Поэтому крайне перспективны партнёрские отношения по совместному финансированию и продвижению продукции на рынки. Такие отношения у нас складываются с Индией, Китаем, Бразилией. И это надёжная перспектива.
В целом, я считаю, что внимание государства к проблемам отрасли сегодня недостаточно. Госплана больше нет и не будет. Однако есть Минпромторг, есть департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения, есть успешно апробированные методы субсидирования цен на отечественную технику, которые резко усиливают мотивацию как производителей, так и потребителей отечественного продукта. Можно применить ускоренную амортизацию, субсидирование процентной ставки, льготное налогообложение и т.д. Разнообразие инструментов развития отрасли весьма значительно. Крайне важно поддержать научные разработки, поскольку российский бизнес не готов к рискам, связанным с НИОКР, а западные инвесторы в этом просто не заинтересованы.
Несколько слов о геологоразведке. За последнее время положение там несколько улучшилось. В этом году инвестиции превысят 300 млрд руб. хотя ранее ожидалось 10-процентное снижение. Доля государства составляет всего 33 млрд руб. Конечно, повышение интереса частных компаний к геологоразведке можно только приветствовать. Но то, что большая часть работ финансируются за счёт недропользователей, я не считаю нормальным. Убеждён, разведка недр – это в первую очередь задача государства.
В следующем году возможно повышение государственного финансирования до 36 млрд рублей. Но за это ещё надо побороться при обсуждении бюджета.
Хочу подчеркнуть, что Государственная Дума ФС ФР уделяет горной промышленности повышенное внимание. Между фракциями сложился консенсус: государство должно обеспечить рациональное недропользование, создать нормальные условия для развития отрасли, а не решать все вопросы только налогами.
В прошлом году закон «О недрах» дополнен статьёй «Единый фонд геологической информации о недрах», на основе которой создана федеральная государственная информационная система, содержащая реестр геологической информации о недрах.
Следующим шагом должно стать привидение системы классификации запасов в соответствие с международными стандартами.
Классификация запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов уже введена. Надеюсь, что у Минприроды дойдут руки и до твёрдых полезных ископаемых.
В июне этого года во втором чтении были приняты поправки в закон “О недрах”, разрешающие попутную добычу твёрдых полезных ископаемых при освоении многокомпонентных месторождений. Моя позиция остаётся неизменной. Действующий федеральный закон «О недрах» надо не править или менять, а двигаться к принятию «Горного кодекса Российской Федерации».
Недавно Минприроды предложило систему вычета расходов на геологоразведку из базы налога на прибыль с повышающими коэффициентами для отдельных регионов. Мы поддержим эту меру. Надеюсь, она оживит инвестиции не только в геологоразведку, но и в горное дело.
Задача законодателей разработать чёткую систему нормативно-правового обеспечения работы отрасли. Это можно сделать, лишь опираясь на ваши знания, на ваш опыт, на понимание ситуации изнутри.
Уверен, съезд станет важным этапом системного решения проблем отрасли и определит перспективы на будущее.
Желаю всем успешной работы!
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы