14 января 2003
Центрально-азиатское информационное агентство, зарегистрированное в Германии, сообщает, что в Ашхабаде появились уголовные дела на журналистов из России, в частности, на обозревателя газеты «Время Новостей» Аркадия Дубнова. «Оно действительно возбуждено на основании исключительно показаний Бориса Шихмурадова, данных им в ходе так называемого следствия по так называемому делу по покушению на Ниязова», – рассказывает сам Дубнов. По его собственным словам, он провинился перед Ашхабадом в том, что якобы за деньги помогал Борису Шихмурадову (того в Туркмении считают главным организатором прошлогоднего покушения) дезинформировать российскую общественность. Признательные показания лидера туркменской оппозиции, в конце прошлого года неожиданно вернувшегося в Ашхабад, стали тогда основанием для целой серии арестов.
Но Дубнов полагает, что мог вызвать раздражение президента не только критическими статьями, но и резкими вопросами, на которые приходилось отвечать лично Ниязову. «Пресс-конференция, – вспоминает Дубнов. – Он (Ниязов) долго рассказывает об успехах туркменского народа под его руководством. Потом говорит: меня радует, что никто не задает мне вопросы, как обычно, вот я слышу иногда, зарубежные особенно журналисты спрашивают меня: вот тут, в Ашхабаде, Туркмении притесняют кого-то, в тюрьму сажают. Никто меня ничего не спрашивает. И тут вдруг у меня вырвалось, и громко я говорю: Гильды Керимов». Гильды Керимов – так зовут еще одного известного в Туркмении политзаключенного. Но это было задолго до покушения.
Сестра Бориса Шихмурадова Лариса рассказывает, что не знает, жив ли он и в каком состоянии. В явку с повинной и чистосердечное признание брата она не верит. «Чтобы прекратить вот эти издевательства над родными и близкими людьми, он принял такое решение, – считает она. – Предварительно он разместил свое заявление. Он предвидел, что может быть с ним там, и человек находился явно под воздействием психотропных каких-то средств. Явно после пыток». «Это вымышленные процессы, это выбитые признания, за этим не стоит никаких серьезных преступлений», – уверен президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов.
Российские власти в комментариях более сдержанны и дипломатичны. Заявление председателя Совета Федерации Сергея Миронова: «Что касается любых, скажем так, поползновений на возможность журналистам исполнять свои обязанности и иметь возможность получать достоверную информацию, я считаю, что препятствия к этому недопустимы нигде, ни в одной стране, не только в Туркмении».
Получить хоть какую-то информацию о том, существует ли в природе дело Дубнова или других российских журналистов, пока никому не удалось. Между тем, на этой неделе в Ашхабаде должен начаться суд над подозреваемыми в заговоре. Среди них, как заявил сам Сапармурат Ниязов, есть еще пятеро россиян.