Сергей Миронов отправил Михаила Швыдкого в отставку. ("Независимая газета" (Москва).- 15.01.2003.- №003.- с.7)

15 января 2003

В понедельник в Малом театре отмечали 125-летие Всероссийского театрального общества, которое шестнадцать лет назад стало называться Союзом театральных деятелей и которое с прошлого съезда зовется СТД (ВТО). Чтобы всем было понятно и близко.

Начали, как водится в России, за здравие. Кончили куда менее торжественно. Замечательное получилось выступление у нынешнего председателя СТД Александра Калягина. Обо всем сказал, всех вспомнил, говорил не по бумажке, хотя что-то вроде шпаргалки и было в его руках. Назвал всех прежних руководителей театрального общества, всем поаплодировали, но больше всего аплодисментов выпало на долю прежнего председателя СТД Михаила Ульянова. Хотел было прочесть приветственные телеграммы, но тут сами поздравляющие вышли на сцену -председатель Совета Федерации Сергей Миронов, министр культуры Михаил Швыдкой, вице-мэр Москвы Людмила Швецова и министр Герман Греф. Швыдкой поздравил и подарил дорогую серебряную вещицу (серебра, сказал, много, пригодится в трудную минуту). Миронов, вручая свой подарок, между прочим сказал, что “не сможет повторить трюк предыдущего министра культуры Михаила Швыдкого”. Зал замер на секунду и захохотал, однако же Сергей Миронов собственной “шутки” так и не заметил, зато пообещал и дальше шефствовать над питерским Домом ветеранов сцены, который на-ходится пока в печальном состоянии, и опекать его. Остальные поздравляющие дарили нечто такое, что в руки Калягину так просто было не передать:

Людмила Швецова пообещала и дальше оказывать материальную поддержку театрам Москвы и – конкретно – в 2003 году сдать новое здание СТД на

Страстном бульваре. Герман Греф начал со шпилек в адрес Москвы. “После выступления Людмилы Швецовой, – начал он, – стало понятно, что все хорошее, что делается, делает московское правительство…” Еще заметил, что пришел в Малый театр не затем, чтобы “высказать глубокое уважение деятелям сцены”, а чтобы выразить свое отношение к “культуре как экономическому фактору, как фактору стабильности страны”. И пообещал, что вкладом правительства в юбилей станут бюджетные строчки в 2003-м и последующих годах.

Александр Калягин поблагодарил дорогих гостей, а особенно Грефа, – за помощь в создании негосударственного пенсионного фонда, который уже действует и помогает театральным пенсионерам.

Затем председатель СТД передал “эстафетную палочку” ведения вечера своему товарищу по секретариату Андрею Толубееву. Начался концерт, который, могло показаться, собирался стихийно, в последний час. Самым странным выглядело выступление Александра Семчева, который долгое время рекламировал по телевизору пиво, потом, подтвердив некоторые надежды Одега Табакова, сыграл в спектакле “Старосветские помещики”. А тут вроде бы должен был воздать должное театральным буфетам. Разобравшись с буфетами, Семчев вдруг начал обращаться к Калягину с просьбой незамедлительно принять его в СТД, потому как он – вот позор-то для актерского братства! – до сих пор не состоял в членах союза. Калягин откликнулся (!). Тогда Семчев спустился в зал, и на глазах было приунывшей публики был исполнен номер “прием в СТД”.

Прием новых членов, конечно, входит в задачи любой общественной организации. Но, сдается, празднование серьезного юбилея и несерьезность, с какой начинающего артиста приняли в творческий союз, как-то диссонировали друг с другом.

В гардеробе, которым (со Станиславского) начинается театр, каждый получил в подарок пакет с юбилейным шампанским, подписанным Калягиным (к старому Новому году), и набором косметических товаров собственного – театрального – производства. Закончился вечер для одних в Щепкинском фойе Малого, для других – в Атриуме Большого театра. И там и там праздновали юбилей и встречали старый Новый год.

Говорят, по соседству, в Новом здании Большого театра, старый Новый год встречала элита российского бизнеса.

Григорий Заславский