27 декабря 2002
Совет федерации завершил уходящий год в ударном темпе: сенаторы специально собрались на заседание в пятницу, чтобы успеть принять думские поправки в закон о регулировании тарифов на электроэнергию и спорный пакет законов по реформе МПС, отклонив при этом закон о распоряжении железнодорожным имуществом (см. материал на 5-й стр). В наступающем году сенат, успешно прошедший тест на конструктивную работу с Кремлем, займется административной реформой, урегулированием существующих противоречий в вопросе малого и среднего предпринимательства и, понятно, выборами.
Официальные итоги первого полноценного года работы Совета федерации в новом формате – принятие без особых эксцессов федерального бюджета, работать над которым в здании Сената начали еще с февраля 2002 года, внедрение практики трехсторонних согласительных комиссий (Дума – Совфед – правительство) для утрясания спорных моментов по ключевым реформаторским законам, создание Совета законодателей, который должен координировать между центром и регионами процесс “выпекания” законов. Многие сенаторы записывают в плюсы и активное участие в идущих со скрипом реформах ЖКХ, электроэнергетики, местного самоуправления, и только-только запущенную реформу МПС.
– Невзирая на тот вал критики, который звучит в наш адрес, с точки зрения результата мы работали успешно. За этот год в стране были осуществлены основные законодательные прорывы в области основных сфер деятельности общества, принят основной пакет по судебно-правовой реформе, основные законы, касающиеся регулирования земельных отношений, много законов в области реформирования налоговой системы, реально приступили к реформированию пенсионного законодательства, военной реформе, дебюрократизации экономики, усовершенствованы бюджетные процедуры. Совфед выполнял ту функцию, которую он должен выполнять. Нас критикуют, что мы мало отклоняем законов, а каждое отклонение говорит о нескоординированности в работе верхней и нижней палат парламента, – сообщил “Известиям” первый зампред сената Валерий Горегляд.
Хотя, по мнению председателя комитета по промышленной политике Валентина Завадникова, главной заслугой Совета федерации в уходящем году следует считать принятие закона о техническом регулировании – “это один из немногих реальных шагов на пути к реформам, главной задачей которых является избавление от произвола чиновников”.
Большие надежды
Итоги неофициальные – удачно пройденный в Кремле тест на конструктивную работу и сбалансированное, консервативное понимание поставленных перед сенаторами задач. “Совет федерации оказался на уровне предъявляемых к нему требований и ожиданий”, – удовлетворенно отмечает спикер Сергей Миронов.
Из “требований и ожиданий” наступающего сезона, пожалуй, самым масштабным и почетным станет административная реформа, которую Кремль поручил продвигать в регионах как раз Совфеду. “Административная реформа – это тот лозунг, с которым пойдет на выборы Владимир Путин. В предвыборный год в стране не хватит политической воли на давно назревшие преобразования в экономике, поэтому нужно хотя бы эффективно решить вопрос с чиновниками”, – считает Валентин Завадников.
Глобальные реформы не идут потому, что не проведена главная реформа – административная. “Надо не зарплату чиновникам поднимать, а устранить механизм принятия чиновниками того или иного решения по своему усмотрению. А для этого надо поменять всю систему контрольно-надзорных функций в государстве”, – считает Завадников. Делается это в том числе и через закон о техническом регулировании, который, по мнению ряда сенаторов, призван произвести настоящую революцию во всей государственной стандартизации. Раньше государство контролировало через систему ГОСТов не только безопасность продуктов и услуг для потребителей, а еще и их качество, но в условиях рынка функцию контроля за качеством должен взять на себя производитель. “Если сюда добавить закон о лицензировании и закон об информационном регулировании работы чиновников, тогда можно считать, что есть основа для административной реформы”, – заявил “Известиям” Завадников.
Внимательно присмотрятся сенаторы и к закону о госслужбе. “Спросите любого руководителя министерства, в чем его кадровая проблема. Он скажет: бездельника, тунеядца не уволить”, – считает спикер сената. По мнению сенаторов, в новом варианте закона должна быть четко прописана возможность уволить чиновника.
Опасно забытые
Осиливая “административку”, сенаторам не удастся забыть и о дальнейшем продавливании реформы электроэнергетики, которая уже практически официально перенесена на весну, а неофициально – на послевыборный период. Им также предстоит работа над Энергетической стратегией для страны, подготовка нового закона о СМИ, создание комиссии по контролю за действующим законодательством и анализ готовящихся законопроектов. Не забыли сенаторы и про законодательные инициативы – с этим громким тезисом палата начинала свою работу на профессиональной основе. Прошедший год, правда, по части законодательных инициатив оказался малоурожайным, но в наступающем сезоне многие обещают исправиться. Так, особое внимание будет уделено вопросу межнациональных отношений, который, по мнению сенаторов, сейчас “слишком опасно” забыт. “Назрела необходимость разработать и федеральный закон о малом и среднем предпринимательстве, где бы четко были разграничены понятия микро-, малых и средних предприятий. Надо реально снизить налоговое бремя, чтобы у таких предприятий был стимул к развитию. В Южной Корее, например, поддержка малого бизнеса прописана в Конституции”, – заявила “Известиям” зампред бюджетного комитета СФ Светлана Орлова. По ее мнению, в будущем году необходимо также принять новые редакции закона “О недрах”, “Соглашения о разделе продукции”. Намерены сенаторы пробивать и отмену льгот по налогу на имущество предприятий и земельному налогу – сейчас объем льгот по налогу на имущество предприятий составляет 57 процентов объектов по России.
Навстречу выборам
В наступающем сезоне Совфеду не удастся остаться в стороне от предвыборной гонки. “В настоящее время 35 членов Совфеда входят в партию “Единая Россия”, среди сенаторов есть представители КПРФ, СПС, “Партии жизни”. Тем не менее это никак не сказывается на их основной работе, потому как партийными делами они занимаются вне стен Совета федерации, и мы интересны друг другу прежде всего как представители регионов”, – сообщил “Известиям” спикер Миронов. Впрочем, персональное партийное членство сенаторов председателя Совфеда, по его собственным словам, не интересует. Время покажет: сумеет ли палата регионов, целый год по возможности позиционировавшая себя как надпартийная конструкция, сохранить статус-кво и не ввязаться в партийные игры.
В порядке самореформирования
Административная реформа может стать главным проектом наступающего предвыборного года. Это, собственно, уже оглашенное президентское обещание, прозвучавшее на недавней “прямой линии”. Правительство свой, весьма предварительный, вариант реформы уже представило президенту. В письме, направленном в Кремль от имени Михаила Касьянова, говорится, что в 2003 году будут выявлены избыточные и дублирующие функции органов власти, подготовлен типовой регламент их деятельности, произведена классификация существующих функций по трем основным видам (правоустанавливающие, правоприменительные, оказание госуслуг и управление имуществом).
Аналитики сходятся в том, что именно госаппарат становится главным тормозом для объявленных реформ. Об этом же говорится и в письме Касьянова: “Разрыв между потребностями современного общества и ныне существующим уровнем результативности функционирования системы исполнительной власти все в большей степени сдерживает поступательное развитие общественных отношений”. Перечень мероприятий, предлагаемых на ближайшие два года правительством, этот “разрыв” не сильно сокращает (“подготовка рекомендаций”, “подготовка предложений”). В письме особо подчеркивается, что “процесс совершенствования” власти должен носить “продолжительный и постоянный характер”. Реформировать самое себя исполнительная власть готова каждые “три-пять лет”.
В планах правительства нет никакого отсыла на программу реформы госслужбы, подготовленную первым замглавы кремлевской администрации Дмитрием Медведевым и уже одобренную президентским указом. Медведевская реформа, в пилотном режиме начинающаяся в будущем году, должна по идее создать должную мотивацию для чиновников – и материальную, и в идеале идейную. Параллельно будет продолжена работа комиссии другого замглавы администрации – Дмитрия Козака, который занимается разграничением полномочий между уровнями власти (спикер Госдумы Геннадий Селезнев вчера сообщил, что очередной пакет законопроектов “от Козака” может поступить в парламент еще до конца года). Правительственная программа – единственная, в которой говорится не только об общих вопросах, но и об изменении состава и структуры органов исполнительной власти. Этот вопрос предусмотрительно отнесен на 2004 год и, скорее всего, станет основной мотивацией околовыборных кадровых перестановок.
Наталья РАТИАНИ