Волей спикера.("Известия".- 20.12.2002.- №231.- c.4)

20 декабря 2002

При подведении итогов работы российского сената много говорилось о том, что хотя год работы на профессиональной основе и пошел верхней палате на пользу, но проявить себя в полной мере коллектив постоянных сенаторов так и не смог.

Возможно, этому помешала наспех сформированная новая структура самой палаты, тогда было важнее сохранить сенатору функцию законодательную и избавить его от функции исполнительной.

Очевидно, что в новом году Совет федерации ждет структурная реформа, отчасти уже запущенная решением Думы внести поправку о фактическом запрете отзыва сенаторов.

Также очевидно, что инициатором реформ выступит спикер Совета федерации, которому для развертывания активных действий не хватает только одной детали – подтверждения полномочий питерским Законодательным собранием нового созыва.

“Принятие Думой поправки о запрете отзыва сенаторов – это не начало крупной реформы, а исправление некоторых неточностей в процедуре формирования СФ, – заявил первый вице-спикер Валерий Горегляд в интервью “Известиям”. – Но я рассматриваю этот вариант как промежуточный, отражающий особенность существующей политической ситуации и одного из исторических этапов нашего развития. В свое время политическая целесообразность превалировала над правовой.

Реальная деятельность Совфеда показала, что закон нуждается в корректировке”.

Большинство сенаторов не верят в очень уж масштабные перемены, однако не скрывают, что год работы на постоянной основе вполне позволяет понять, кто в палате занимается реальным делом, а кто просто кресло занимает. “Плоды деятельности видны”, – удовлетворенно констатируют как руководители комитетов, так и региональное начальство, делегировавшее сенаторов. Видны они, судя по всему, и спикеру Сергею Миронову, который, подводя итоги работы палаты в 2002 году, еще раз напомнил коллегам о том, что “вопрос об оптимальном формировании верхней палаты парламента еще не закрыт”. Спикер намерен обеспечить “полное использование палатой как своих конституционных полномочий, так и соответствующего политического ресурса”. Под этими емкими понятиями скрывается в том числе и желание сенаторов развивать свои успехи на ниве профессионального и цивилизованного лоббизма, тем более что в администрации президента отчасти именно в этом видят новую задачу для Совфеда, успешно прошедшего в этом сезоне тест на консерватизм и лояльность.

Да и сами сенаторы считают, что здоровый лоббизм, осуществляемый в интересах не отдельных корпораций и регионов, а на благо всей страны, лежит в рамках утвержденных процедур принятия законов.

Источники “Известий” не исключают, что крупных изменений в палате следует ожидать как раз после того, как вновь избранное питерское Законодательное собрание 8 января 2003 года подтвердит спикеру его полномочия. “Год деятельности на профессиональной основе не провалил авторитета палаты, который раньше держался на авторитете губернаторов, людей, обладающих ресурсами управления.

Дальше все зависит от двух вещей – от профессионализма людей, сюда приходящих, и наличия у руководства палаты политической воли в решении поставленных перед ними задач”, – убежден глава сенатского комитета по промышленной политике Валентин Завадников.

Перестройка палаты, судя по всему, начнется с перетряски существующих комитетов и комиссий (некоторые из них дублируют функции) и закончится перемещением ряда их руководителей и частичной сменой вице-спикерского состава.

Как считают аналитики, главным кандидатом на освобождение одного из четырех вице-спикерских кресел будет скорее всего Аицрей Вихарев, а не Михаил Николаев (оба слабо проявили себя на этом посту). По мнению одного из источников “Известий”, “Вихарев – кадровая ошибка Миронова, и он в состоянии ее исправить”.

Что же до комитетов и комиссий, то, как рассказал источник “Известий” в аппарате Совфеда, они не могут быть равнозначными участниками законодательного процесса. “Законопроекты рассматриваются в комитетах, и это их деятельность, а не деятельность комиссий”, – подчеркнул он. Не исключено, что серьезные вопросы возникнут к деятельности комитетов, отвечающих не за экономику, а за местное самоуправление, социальную сферу и вопросы судебной реформы. Однако, как подтвердили источники “Известий”, охоту на ведьм никто устраивать не собирается. “Другое дело, если члены комитета видят, что председатель объективно не является лидером и организатором, то будет принято решение о его смене. И это нормальный процесс”, – сообщили “Известиям”, – Палата поменяется ровно настолько, насколько хватит у Сергея Миронова политической решимости и политических инструментов, – убежден Валерий Федоров, директор Центра политической конъюнктуры России.

Впрочем, он исключает возможность реализации уже в 2003 году давней инициативы Миронова о формировании палаты на избирательной основе. Напомним, что именно выборность сенаторов должна придать палате необходимый вес как в регионах, так и в центре. “В наступающем году будет не до выборности сенаторов. Навряд ли сенату удастся протолкнуть свои идеи через Думу”, – считает он. Если, конечно, это не станет разменной монетой в теневой поддержке сенаторами своих региональных кандидатур в партийных списках.

Руководство сената пока тоже не может прийти к единому знаменателю: стоит ли в ближайшее время ограничиться косметическими мерами или уже в 2003 году развернуть серьезную перестройку с переписыванием законодательства.

В недрах палаты уже зарождаются идеи о необходимости сделать должность сенатора чуть ли не пожизненной.

– Надполитическую настройку мы должны сохранить. Верхняя палата должна быть органом здорового консерватизма. Идея выборности при всей своей кажущейся демократичности и привлекательности может разрушить саму идеологию верхней палаты. Когда мы вступим в электоральное соревнование с Думой, смысл ее присутствия в системе власти будет исчерпан.

Если провести параллель с конструкцией автомобиля, СФ – скорее тормоза общества, обеспечивающие безопасность его поступательного развития, – считает первый вице-спикер Валерий Горегляд.

Ряд аналитиков считает, что нельзя и ту и другую палату по образцу американцев делать выборной – у Думы и Совета федерации принципиально разные функции. Последний призван защищать стабильность в стране и ни на минуту по регламенту не может прекращать свои полномочия.

– Пользуясь тем, что все внимание общества будет отвлечено на выборы в Думу, Миронов может попытаться без лишнего пиар-сопровождения перестроить палату как политически, так и структурно, – считает Валерий Федоров. Не исключено, что в новом году основные спикерские заботы будут связаны не только с внутренним переустройством палаты, но и с размораживанием своего партийного проекта – “Партии жизни”.

Очевидно, что многое будет зависеть от того, насколько удачно будет проходить предвыборная кампания “Единой России”. Если рейтинг “Единой России” начнет падать, то “Партия жизни” будет готова подхватить знамя центристских сил.

Впрочем, грядущие выборы в Думу вынудят Совфед пересмотреть и свою политику вне палаты. В реальности, а не на словах появится возможность проверить знаменитый тезис о том, что палата “свободна от политических пристрастий”. Тем более что глава ЦИК Александр Вешняков уже предупредил сенаторов (наряду со СМИ и исполнительной властью) о необходимости сделать все возможное для создания позитивного выборного климата.

В любом случае серьезный эффект от любых перестроек в палате страна ощутит уже после думских и президентских выборов.

Наталья РАТИАНИ