18 декабря 2002
Очередность в данном случае значения не имеет. Где-то выборы проходят полностью под диктовку власти. Если власть слабая, главную роль в избирательной кампании играет бизнес, случается, и криминальный.
Однако ситуация должна измениться. Обновленное избирательное законодательство России выводит на первый план политические партии. В этом, считает председатель Центризбиркома Александр Вешняков, гарантия формирования ответственной и эффективной власти.
Правда, процесс здесь с двусторонним движением. Чтобы российские партии смогли соответствовать своей высокой задаче, они сами должны встать на ноги, окрепнуть. За полтора года, что действует Закон “О политических партиях”, в России состоялось 70 учредительных и преобразовательных партсъездов. 46 партий уже зарегистрированы Минюстом, однако пока только 19 из них оформили в соответствии с законом свои региональные отделения в более чем половине субъектов Федерации и могут претендовать на полноправное участие в выборах. Так что можно предположить, что оставшееся до думской избирательной кампании время станет этапом бурного партстроительства. И на старт 1 сентября будущего года, по прогнозам Александра Вешнякова, выйдут 30-40 партий. Но лишь четыре-пять основных партий в результате этих выборов будут определять политику страны.
Партийное влияние в полной мере может испытать на себе и верхняя палата парламента, где регламентом пока запрещено создание политических фракций и групп. “Сегодня Совет Федерации абсолютно аполитичен”, – заметил, выступая на конференции, спикер верхней палаты Сергей Миронов. Но если начиная уже с 2003 года органы законодательной власти в регионах начнут избираться и по партийным спискам, ряды сенаторов тоже окрасятся в партийные цвета. “Уже сейчас партийная дисциплина для многих не пустой звук”, – констатировал Сергей Миронов.
Впрочем, о партийной дисциплине народных избранников другие участники конференции были не столь высокого мнения. Случаи дезертирства среди народных избранников становятся распространенным явлением. Депутат, избранный по партийному списку, легко и без всяких оргвыводов покидает бывших сторонников, переходя в другую фракцию. “Такие переходы – нонсенс, который возможен только в России”, – сказал Александр Вешняков и посоветовал законодателям самим подумать об “императивном мандате” и решить, как повысить ответственность депутата перед партией.
Тамара Шкель