Пациент "здравоохранение" в стабильно тяжелом состоянии

8 сентября 2016

В “Справедливой России” уверены: если не вмешаться, бумажная волокита и недоработанная система медицинского страхования могут привести к необратимым последствиям

Конституция нашей страны гарантирует, что каждый гражданин имеет право на бесплатную качественную медицинскую помощь. Однако с каждым годом получить ее становится все труднее. “Справедливая Россия” знает, как сделать здравоохранение качественным и доступным.

Помогать, а не собирать деньги

“Если пациент хочет жить, то медицина бессильна”, “Из медицины у нас остался только тост “За здоровье!”. Эти шутки уже давно перестали быть смешными, так как все больше отражают реальную картину дел, сложившихся в России. Причем сложившихся не сегодня и даже не вчера. Еще пять лет назад, перед предыдущими выборами, нам всем обещали качественные изменения в отечественном здравоохранении. Говорили, что обеспечить всех нуждающихся качественными лекарствами по доступным ценам – реально. Громко говорили и о программе-2020. Но, судя по тому, что разговоры давно затихли, она сейчас в коме. Да и сам пациент “здравоохранение” в стабильно тяжелом состоянии и по всем признакам скорее мертв, чем жив. Или в каких-то поликлиниках и правда хорошо бесплатно лечить кариес, не собирая дань “на расходники”, за которые, в принципе, должно платить государство. Да о чем говорить, если во всех государственных бесплатных учреждениях нас “встречает” аппарат по продаже бахил, а на доске объявлений рядом с расписанием работы врачей, как правило, висит прейскурант на платные услуги?

Между тем партия “Справедливая Россия” еще в 2012 году предлагала кардинально изменить подход к отечественному здравоохранению, пересмотреть эту “декларационную” программу. Лидер эсеров Сергей Миронов говорил о необходимости установления предельных цен на лекарственные средства, о том, что нужно создавать систему государственных социальных аптек и реализовывать на деле принцип бесплатного лечения детей за счет средств федерального бюджета. Однако эту программу большинство не приняло. Большинство, у которых есть средства на платные клиники и дорогих врачей. Но ведь Конституция гарантирует бесплатную качественную помощь каждому, а не избранным!

Говорилось и о необходимости вложиться в импортозамещение, чтобы у людей, особенно с тяжелыми и онкологическими заболеваниями, всегда были лекарства, и они были доступны. Но большая часть препаратов для онкобольных по-прежнему производится не у нас. А из-за падения курса рубля цены на них выросли в разы.

Как ОМС разделяет граждан и “кормит” страховщиков

Еще две проблемы, назревшие на теле здравоохранения, как раковая опухоль, – вопросы страхования и частной медицины. Полис обязательного медицинского страхования не всегда позволяет провести операции и процедуры с применением новейших технологий. Обычно услуги для онкобольных стоят дорого и не умещаются в бюджет ОМС. Существует и проблема “регионального деления”, а точнее – действующих правил прописки.

И здесь весьма нагляден будет случай, который мог бы закончиться летальным исходом, если бы не вмешательство СМИ и омбудсменов.

История 19-летней Камиллы из Петербурга началась с похода в частную клинику. Перед свадьбой девушка решила удалить родинку. А через несколько месяцев Камилле практически одновременно сообщили две новости. Новоиспеченную жену порадовали – “у вас будет ребенок”. На приеме у врача девушка пожаловалась на симптомы, которых у беременной быть вроде как не должно. Комплексное обследование, на которое ее отправили, показало: нужна срочная операция по удалению злокачественной опухоли. Понятно, что к таким пациентам отношение должно быть особенно внимательное и трепетное. Но нуждающаяся в помощи, носящая под сердцем будущего петербуржца Камилла наткнулась на бюрократическую стену. Врачи Северной столицы заявили, что готовы прооперировать беременную женщину, но тут же дали по тормозам. Оказалось, что у пациентки областная прописка. А это значит, что ее не могут принять на тех же условиях, что человека, прописанного в городе. Хождения по чиновничьим кабинетам не дали результата – брать на себя ответственность и делать исключения никто не хотел. Система есть система. Денег, чтобы заплатить за дорогостоящую операцию и пройти “вне очереди” по платному списку, у семьи Камиллы не было. Приостановить беременность тоже было невозможно. А комиссии все решали и решали. Отчаявшись, девушка обратилась за помощью к питерскому детскому омбудсмену только с одной просьбой. Раз уж ей вряд ли помогут до того, как болезнь приведет к необратимым последствиям, спасите малыша. История в итоге дошла до СМИ, камень сдвинулся. Процесс оформления документов ускорился. Помогло и то, что семья нашла дальних родственников, временно прописавших женщину в Петербурге, что помогло обойти “деление по прописке”. Камилле провели роды, потом – операцию. Ей предстоит долгое лечение и регулярное наблюдение у онкологов.

И это не единственный случай. 46-летнюю Людмилу, прибывшую в государственную клинику на химиотерапию, развернули из-за той же областной прописки. Посоветовали либо временно зарегистрироваться в Петербурге у знакомых, либо прекратить договор ОМС по области и заключить новый, сообщив страховщикам, что она проживает в городе. “Они все равно не будут проверять, а нам стоимость препаратов, потраченных на жителей области, государство не возместит”.

Эти ситуации вскрывают ряд болезненных нарывов на теле здравоохранения. Между тем руководитель партии “Справедливая Россия” Сергей Миронов неоднократно говорил о том, что созданная система медицинского страхования не работает. Партия неоднократно предлагала убрать из системы здравоохранения частные страховые компании, которые по сути кормятся от бюджета, и Фонд государственного обязательного медицинского страхования. Необходимо перейти к финансированию медицины напрямую из федерального бюджета в размере не ниже 6 процентов ВВП. Сейчас же просто гигантские суммы уходят на страховые премии в частные компании, ОМС делит россиян на “наших” и “не наших”, а люди в итоге не могут своевременно получить жизненно необходимые препараты и помощь.

“Платная” не должно означать “бесконтрольная”

Еще один вопрос, который требует серьезной проработки, – платная медицина. Напомним, история Камиллы началась с посещения врача частной клиники. Мини-операция длилась всего около получаса, а ее последствия приходится разгребать до сих пор. В ее истории не было никакого контроля, исследований, анализов. Потому что частные клиники (не все, конечно) заточены, как правило, на получение прибыли. Но можно ли ставить на одни весы прибыль и здоровье человека? Депутаты от партии “Справедливая Россия” предлагают решать вопрос с “внедрением” платной медицины. Да, она необходима, но подход к ней должен быть иной.

– Сейчас частные клиники не заинтересованы в том, чтобы вылечить болезнь, они заинтересованы в получении как можно большей прибыли. Это надо исключать, – заявил депутат Госдумы Дмитрий Горовцов.

Да, вопрос сложный и не предполагает однозначного ответа, в нем нужно разбираться. Но оставлять как есть – нельзя. Ибо сейчас все, как в афоризме: “Цели калечить в медицине нет, это происходит автоматически”.

Если бы правила, давно предлагаемые “Справедливой Россией”, уже приняли, иначе работал бы закон о медицинском страховании, был бы иной контроль за частными клиниками и т. д. Случай с Камиллой был бы решен быстро и качественно. А возможно, его бы и не было, если бы врач частной клиники помнил, что ответит за свои действия. Сейчас же этот случай можно считать счастливым – она была спасена не благодаря, а вопреки действующим в стране правилам. Но если их не поменять, то подобных историй – и зачастую не с таким счастливым концом – может быть больше. А значит сейчас, когда Россия решает, каким должно быть наше будущее, именно россияне должны определиться и выбрать власть, которая обещает перемены, а не стабильность. А в данном случае – стабильность бумажной волокиты, халатности врачей и ухода огромных сумм на выплаты страховых менеджеров. И если ваши сердца требуют перемен, вы знаете, за кого отдать голоса 18 сентября 2016 года.


Источник: «Московский Комсомолец» (Санкт-Петербург). – 08.09.2016