16 декабря 2002
Совет Федерации одобрил закон “О выборах депутатов Госдумы”, который с 2007 года вводит 7-процентный барьер для выборов в Госдуму. Глава ЦИК Александр Вешняков не скрывал удовлетворения: “Впервые за новейшую историю подобный закон принят не в последний момент, а за год до выборов”. При этом многие сенаторы выразили недовольство расширением полномочий ЦИК – по их мнению, Центризбирком покушается на полноту власти президента, что является нарушением Конституции.
“научные изыскания на этот счет мне не известны”
Сенаторы недоверчиво отнеслись к нововведению закона – норме о 7-процентном барьере для политических партий на выборах начиная с 2007 года. “Эта цифра – она вообще с потолка взялась или как-то научно обоснована?” – поинтересовался Виктор Шудегов (Удмуртия). “Учитывая, что демографическая ситуация ухудшается, барьер надо понижать, а не повышать”, – сделал он глубокомысленный вывод, наивно полагая, видимо, что пропорционально уменьшению количества населения в России число желающих выдвинуться в депутаты также уменьшится. “Научные изыскания на этот счет мне не известны, – честно признался докладчик, глава комитета по конституционному законодательству Юрий Шарандин, – но 7% – это опережающее регулирование, это ориентир для партий – укрепляйтесь!” Положение об увеличении избирательного фонда депутата-одномандатника до 6 млн. руб. и партийного списка – до 250 млн. руб. вызвало у некоторых сенаторов ропот. “Это капитуляция перед капиталом, – возмущался Виктор Степанов (Карелия), – надо думать о честности, а то у нас избираются не те, за кого голосуют, а те, за кого считают”. “Желающие могут провести избирательную кампанию дешевле”, – посоветовал сенатору Вешняков.
страховочная норма
Но основные возражения у сенаторов вызвали нормы об усилении роли ЦИК в процессе выборов. “Положение о том, что ЦИК может назначать выборы в Госдуму, если их не назначит президент, является противоречащим Конституции, поскольку в данном случае ЦИК присваивает не принадлежащие ей конституционные полномочия, – говорится в заключении комитета по делам федерации, – кроме того, закрепление за ЦИК права вносить изменения в схему избирательных округов является неправомерным”.
Вешняков объяснил, что норма о назначении выборов непосредственно ЦИК является страховочной, и рассказал, почему она появилась. В 1995 – 1996 годах, когда отношения между президентом и парламентом были напряженные, когда была угроза роспуска Думы, он мог теоретически и не назначить новые выборы. Поэтому теперь все сделано так, что “никто не отнимет выборы у граждан”, подчеркнул Вешняков. Сенаторы также усмотрели в законе противоречия Бюджетному кодексу: по новому закону, финансирование избирательной кампании осуществляется путем перечисления средств федерального бюджета на счета в банках, а Бюджетный кодекс запрещает проводить такие операции, минуя систему балансов Федерального казначейства.
“чтобы Александр Спиридонович не мучался”
Чтобы погасить затянувшуюся дискуссию, на трибуну пришлось подняться председателю Совфеда Сергею Миронову. “Увы, в очередной раз из Госдумы мы получаем закон, имеющий массу недостатков, – нашел Миронов тему, в отношении которой все сенаторы единодушны. – Противоречия Конституции в нем нет, но противоречие Бюджетному кодексу – печальный факт, наши коллеги не очень внимательно подходят к рассмотрению законов”. Миронов увещевал коллег не придираться к деталям и принять закон как можно скорее, иначе “он вступит в действие, когда в стране уже вовсю пойдет избирательная кампания”. Сенаторы смилостивились: “Я против, но нажму на кнопку лишь для того, чтобы Александр Спиридонович не мучался”, – снизошел до главы ЦИК экс-губернатор Краснодара Николай Кондратенко, попутно перепутав его отчество. Но Вешняков не обиделся, а лишь призвал сенаторов “в дальнейшем совершенствоваться”.
Анастасия МАТВЕЕВА