26 августа 2002
Петербургские форумы стали частью нашей истории. Даже если говорить лишь об их количественном вкладе в развитие экономики России и всего Содружества, это уже серьезный фактор, влияющий на инвестиционную ситуацию в нашем хозяйстве. По итогам прошедших форумов было заключено контрактов на сумму свыше 10 млрд долларов. И значительная их часть – это инвестиции, направленные на развитие производства и инфраструктуры.
Сейчас центральное место среди всех проблем экономической политики занимает вопрос о темпах хозяйственного развития. В 2001-2002 гг. закрепилась тенденция к относительной стабилизации экономики. Но многие факторы этого этапа были краткосрочными, конъюнктурными. Рост макроэкономических показателей в 2001-2002 гг. недостаточен для того, чтобы компенсировать их падение в 90-х гг. Высокая зависимость стран СНГ от мировых цен на сырье, исчерпание эффекта девальвации национальных валют, проведенной в 1998-1999 гг., привели к тому, что темпы прироста ВВП в 2001-2002 гг. снизились по сравнению с 2000 г. (с 8 до 6 %), снизились также темпы роста промышленного производства, инвестиций, перевозок, экспорта, а импорт, в том числе потребительских товаров, напротив, вырос.
Сейчас наступает время выбора стратегии дальнейшего развития. А для этого необходимо создать условия – и правовые, и практические, – чтобы рост перешел в новую фазу, основанную на долгосрочных факторах и на долгосрочных ориентирах, которые определяют позитивную перспективу экономики России и выгодность инвестиций в наше хозяйство. Именно инвестиционная привлекательность страны, то есть конкурентоспособность на рынке инвестиций, есть залог ее успешного экономического развития.
Поскольку мы живем в глобализирующемся мире, надо посмотреть, как выглядит Россия со стороны, с точки зрения инвестора, принимающего решение, как ему распорядиться своими средствами. В истекшем году ВВП России составил по рыночному валютному курсу около 300 млрд долларов. Это, примерно, посередине между Нидерландами и Бельгией.
Другая картина получается, если оценить нашу экономику по паритету покупательной способности рубля, то есть учесть тот факт, что цены в России значительно ниже мирового уровня. Такие известные организации, как ЦРУ и Мировой банк, дают для ВВП России очень близкие оценки – около 1,2 трлн долларов, что уже гораздо ближе к реальности. Разница, как видим, в четыре раза.
Это сопоставление очень полезно для определения стратегических задач развития нашей экономики. Оно ясно показывает, что путь к сокращению разрыва с развитыми странами лежит не только через наращивание объемов производства. Как минимум не менее важная задача – это научиться производить товары мирового уровня и продавать их с использованием современных технологий работы на рынке.
Сказывается и занижение курса акций наших компаний в силу непрозрачности их капитала, отсутствия нормального рынка ценных бумаг. Например, капитализация крупнейшей в мире компании “Газпром” составляет 8 млрд долларов, а имеющей в 6 раз меньшие запасы компании “Экссон” – 300 млрд долларов.
Это значит, что на сегодняшний день российская экономика представляет собой огромную сумму недооцененных материальных активов. Российские природные ресурсы, труд, производственные мощности – все это еще должно найти адекватную рыночную оценку, то есть значительно возрасти в стоимости.
Хочу затронуть тему эффективности государственной политики и аппарата государственного управления в сегодняшней России. К сожалению, по стандартам развитых стран российское государство гипертрофировано, страдает негибкостью, не избежало коррупции.
Мы думаем, например, о возможности создания такого правового документа, как Кодекс государственного урегулирования экономики. Он должен регламентировать права и обязанности органов государственного управления.
Нам нужно совместно обсудить пути эффективной интеграции СНГ в европейское сообщество, пути формирования единого с Евросоюзом экономического пространства, пути вступления и участия в ВТО в качестве равноправных и активных партнеров.