12 ноября 2002
В канун Дня согласия и примирения председатель Совета Федерации Сергей Миронов побывал с визитом в Удмуртии. На встрече с республиканским руководством спикер СФ высказал свое мнение относительно новой концепции недропользования, разработанной Минприроды РФ. Ее основная идея – лишение регионов контроля над природными ресурсами – уже сегодня апробируется МПР РФ на второй по величине нефтяной компании в республике – ОАО “Белкамнефть”. Поэтому интерес собравшихся к вопросу о недрах был отнюдь не праздным.
По словам Сергея Миронова, желание сосредоточить все бразды правления в одних руках, в данном случае – в руках федерального центра, не приведет к эффективному управлению такой страной, как Россия, – хотя бы в силу ее необъятных размеров. “Все из центра не отрегулируешь, а совсем по рукам дать – несправедливо и обернется экономическим ущербом для субъектов РФ”, – сказал председатель Совета Федерации, выступая перед депутатами Госсовета и правительством Удмуртии.
Обладающий 18-летним стажем работы в горной промышленности Сергей Миронов высказал свои соображения по поводу справедливого разрешения данного вопроса. На его взгляд, нужно “отградуировать все полезные ископаемые”, то есть отнести каждый вид к определенной категории. Так, по мнению Сергея Миронова, все процедуры, связанные с добычей урана, должны находиться в безусловной компетенции центра. Добыча золота – здесь тоже должен быть только один “ключ”, но обладать им должен регион: “Центр, забудь о “ключе”. И, наконец, область совместного ведения субъекта РФ и федерации – это нефтедобыча. “Здесь четко – два ключа”, – высказал свою позицию глава верхней палаты. По словам Сергея
Миронова, во время поездки на Дальний Восток он имел возможность видеть последствия лишения субъектов РФ своего “ключа” в такой области, как пользование морскими ресурсами: целые рыбозаводы и флотилии, месяцами простаивающие в ожидании лицензий на ловлю рыбы. “Это не государственный подход, и его надо менять”, – сказал Сергей Миронов. Свою “логику” урегулирования проблемы недропользования спикер СФ, по его словам, представил руководителю администрации Президента России Александру Волошину, и тот охарактеризовал ее как “разумную”.
На встрече Сергея Миронова с местной прессой была затронута тема продолжающегося уже более месяца конфликта между МПР РФ и ОАО “Белкамнефть” по поводу беспрецедентного предписания министерства немедленно остановить добычу на всех 20 месторождениях. Вопрос о том, обсуждалась ли данная проблема в ходе визита, был задан непосредственно главе верхней палаты, однако отвечать на него стал президент Удмуртии. Расценив вопрос как некорректный, Александр Волков сказал, что конкретно о ситуации вокруг “Белкамнефти” с Мироновым они не говорили. Но, как далее заявил президент Удмуртии, “распространить пример “Белкамнефти” на всю Россию нельзя”, после чего сосредоточился на критике концепции Минприроды в целом.
Между тем в ходе визита президент Удмуртии заявил, что пригласил Сергея Миронова посетить республику для того, “чтобы показать ему те проблемы, которые мы не можем решить сами”. Однако вряд ли для Удмуртии сейчас существует большая проблема, чем опасность остановки “Белкамнефти”. Руководство Минприроды заявляет, что выдача лицензий этой нефтяной компании якобы была проведена с нарушением порядка, установленного внутренними документами министерства. При этом тот факт, что все выданные “Белкамнефти” лицензии имеют государственную регистрацию, а действия удмуртских властей, учредивших эту компанию совместно с “Башнефтью”, полностью укладываются в нормы соглашения с правительством РФ о пользовании недрами, в расчет не принимается.
Требование МПР РФ весьма слабо обосновано. В случае его удовлетворения консервации подлежат более 1700 скважин, 500 км нефтепромысловых трубопроводов, многочисленные дожимные и напорные станции и т. д. Такой гигантский объем работ ни при каких обстоятельствах не может быть выполнен одномоментно, как того требует руководство МПР РФ. По расчетам специалистов, при соблюдении всех предусмотренных нормативными документами требований консервация 1700 скважин займет не менее 200 суток непрерывной работы всех имеющихся у “Белкамнефти” бригад подземного и капитального ремонта. Кроме того, согласно статье 21 Федерального закона “О недрах”, немедленное прекращение добычи предусмотрено только при возникновении угрозы жизни людей либо возникновении чрезвычайных обстоятельств. В случае же с “Белкамнефтью” такие обстоятельства отсутствовали. Более того, выезжавшая на место комиссия Миприроды РФ непосредственно к деятельности компании никаких претензий не предъявила.
В плане последствий решение МПР РФ тоже никак не укладывается в рамки разумного, поскольку его немедленное исполнение создает угрозу экологической катастрофы вследствие выхода на поверхность находящейся под огромным давлением нефти в пластах. Около трех тысяч работников “Белкамнефти” останутся без работы, в несколько раз больше рабочих мест будет сокращено в подрядных организациях. А бюджет Удмуртии ежемесячно будет недополучать более 100 млн. рублей или приблизительно 15 – 20 процентов собственных доходов.
Руководство “Белкамнефти” и власти Удмуртии добиваются в настоящий момент приведения предписания МПР РФ в соответствие условиям лицензионных соглашений. На сессии Госсовета УР в конце октября было принято обращение к премьеру Михаилу Касьянову с просьбой вмешаться в ситуацию. Законность действий Минприроды в отношении компании “Белкамнефть” будет оспорена и в судебном порядке. Заседание Арбитражного суда УР по этому делу назначено на 3 декабря.
Дмитрий КНЯЗЕВ.