Совет Федерации ждут новые реформы. ("Российские вести" (Москва).- 16.10.2002.- №035.- c.5)

16 октября 2002

С очередными сенсационными заявлениями в минувшую среду выступил на интернет-конференции председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он прокомментировал свои отношения с вдовой первого мэра столицы Людмилой Нарусовой, поведал о законотворческом провале в Совете Федерации и оценил “по достоинству” партию “Единая Россия”.

9 октября стало технологическим прорывом не только для Сергея Миронова, но и для всего Совета Федерации в целом. Дело в том, что информативность интернет-ресурсов Совета Федерации оставляла желать лучшего. Такое положение вещей было объяснимо, так как в дополнительной раскрутке такие политические тяжеловесы, как Юрий Лужков, Минтимер Шаймиев, Николай Кондратенко и Евгений Наздратенко не нуждались, а председатель верхней палаты парламента Егор Строев всегда стоял особняком, умея сглаживать не только острые политические углы, но заодно и мирить чересчур горячих и ретивых губернаторов. От этого слабый интерес прессы и широких общественных масс к Совету Федерации мог компенсироваться только любовью узкого круга лоббистов.

Однако с появлением нового председателя и заменой членского состава Совет Федерации стал жить гораздо более насыщенной жизнью. Это как нельзя лучше сказалось на его информационных ресурсах. По крайней мере, новые члены этой федерально-региональной представительной власти стали больше внимания уделять живому общению и политической активности. Интервью Миронова в этом смысле не исключение. Его мнение с самого начала работы на этом высоком государственном посту несколько контрастировало с официальными и сухими комментариями непубличных чиновников. Отсюда некоторая зависть людей, состоящих на госслужбе, к своему высокопоставленному коллеге из верхней палаты парламента. Мол, как это он может высказывать свое неординарное мнение, свободное от штампов и клише. Однако мало кто обращал внимание на то, что именно эти оригинальные суждения Миронова по актуальным общественным и политическим вопросам являются показателем отсутствия контроля исполнительной власти над Советом Федерации.

Впервые за время работы нового состава сената у его председателя появилась личная страничка в Интернете, а сам он подвергся допросу с пристрастием самых неангажированных журналистов всемирной паутины. Перво-наперво пришлось признаться в полном законотворческом провале Совета Федерации, по сравнению с Государственной Думой. Дело в том, что по итогам весенней сессии верхняя палата внесла в нижнюю палату парламента всего пять законопроектов. Причем два из них, а это 40 процентов всех законодательных инициатив, касались проблем северных и малочисленных народов, а три касались государственной атрибутики, использования флага, гимна и герба. Однако осенью Миронов ожидает более богатого урожая законодательных инициатив. Для того чтобы перенять опыт законодателей Государственной Думы, на каждом заседании Совета Думы с недавних пор присутствует первый заместитель председателя Совета Федерации Валерий Горегляд, а на всех заседаниях Совета верхней палаты – первый зампред Госдумы Любовь Слиска. Такой взаимный обмен опытом должен сыграть свою судьбоносную роль и подтолкнуть Совет Федерации к бурному законодательному творчеству во имя регионального развития. Наверное, в этих же целях введена должность полномочного представителя Совета Федерации при Правительстве.

Не чуждой для Миронова оказалась и столь жарко обсуждаемая тема “избирательности” членов Совета Федерации. Шаг к разделению властей нынешний состав сената уже сделал. В отличие от предыдущего, когда губернаторы, являющиеся представителями исполнительной власти в регионах, наполовину формировали его состав.
Следующим шагом, по мнению председателя Совета Федерации, должно стать создание в каждом регионе большого одномандатного округа. Причем, оказывается, даже есть формула, как сделать это, не меняя конституцию. Правда, как и в фильме знаменитого режиссера Тарковского “Андрей Рублев”, спикер Совета Федерации секрет такой формулы не раскрыл.

С определенным скептицизмом отнесся Миронов к инициативам “Единой России”. Списать это на банальную конкуренцию двух политических структур было бы неправильным Дело в том, что свою яркую ангажированность в отношениях с российской Партией жизни Миронов подтверждать не стал, настойчиво указывая на отсутствие у него даже членского билета данной партии. Да и работы в Совете Федерации у спикера предостаточно. Однако симпатии к вроде бы собственной политической структуре у председателя верхней палаты все-таки есть. Иначе чем можно объяснить такую осведомленность в ее становлении и необходимости обрасти широким спектром лидеров? По крайней мере, было обещано уже в ближайшем будущем обозначить лидера Партии жизни, так что если партийные функционеры хотят заполучить Сергея Миронова в руководство, им стоит поспешить с взращиванием в собственном коллективе людей, способных повести за собой народ. Особенно в регионах, там, где реально жизнь миллионов россиян и проходит.

Однако “Единой России” вряд ли удастся заполучить председателя Совета Федерации даже в состав своих сторонников, так как ни одна из заявленных недавних инициатив единороссов с 12, 5-процентным барьером для прохода в Думу и другими изменениями в избирательном законодательстве не нашли отклика в душе Миронова. По его словам, “жизнь – штука такая, что никто не может предсказать на сто процентов грядущее, и очень часто жизнь жестоко наказывает любителей вот так “под себя” поменять те или иные правила, когда вдруг оказываешься на стороне, против которой сейчас направлена та или иная новация”.
Единственное политическое поле, на котором Миронов подтвердил готовность работать вместе с единороссами, – это выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга в декабре этого года. Председатель Совета Федерации пошел еще дальше и даже не исключил сотрудничества на выборах губернатора в 2004 году, правда, уже без Владимира Яковлева, подтвердив сложившееся мнение, что в северной столице считать умеют, а уж тем более сроки опальных губернаторов.

Неординарный ход тувинских депутатов выбрать своим представителем в Совете Федерации Людмилу Нарусову спикер верхней палаты парламента поддержал, сославшись не только на давние дружеские отношения. Дело в том, что представитель Тувы содействовала общественной раскрутке Миронова, приглашая его на свои телепередачи в Петербурге.
По мнению спикера, когда делегируют человека известного, умеющего работать в федеральных органах власти и имеющего опыт такой работы, то руководствуются соображениями прагматичности, тем, что этот человек сможет сделать для региона. Однако стоит вспомнить пребывание Нарусовой в качестве депутата Государственной Думы. Будучи членом Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, вдова первого мэра Санкт-Петербурга самостоятельно не внесла ни одной законодательной инициативы.

В целом перспективу развития Совета Федерации Миронов оценил как динамичную, сформулировав стратегическую задачу верхней палаты парламента – достигнуть равенства всех граждан России с точки зрения социально-экономической и бюджетной защищенности, предоставив равные возможности любому гражданину России, где бы он ни проживал – на Камчатке, в Калининграде, в Москве или на Урале. Правда эта труднодостижимая задача вряд ли осуществится, если показатели законодательных инициатив Совета Федерации останутся на прежнем уровне. Однако сама постановка таких амбициозных задач не может не оставлять надежды на лучшее.

Дмитрий ЛЕВОСУДОВ