25 октября 2002
Действия, предпринимаемые силовыми ведомствами, были нужны гораздо раньше.
Террористы, захватившие заложников в Москве, захватили врасплох и всю российскую высшую власть, включая руководство силовых структур. Все последующее время власть предпринимала чрезвычайные усилия, чтобы исправить положение и перехватить инициативу.
Совещание президента Владимира Путина с главами МВД и ФСБ России Борисом Грызловым и Николаем Патрушевым состоялось в Кремле уже ночью. Президент назвал захват заложников “крупнейшим террористическим актом”, причем не только на территории России. Впоследствии Владимир Путин заявил, что операция по захвату заложников планировалась за пределами России и что эта преступная акция и недавние теракты в Индонезии и на Филиппинах – звенья одной цепи. Основная цель правоохранительных органов и спецслужб при планировании и проведении мероприятий, как сказал президент, – “освобождение заложников при максимальном обеспечении их безопасности”.
После совещания директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что созданный оперативный штаб получает “ценную информацию и действует решительно и твердо”, “четко прогнозирует свои действия, которые будут строиться исходя из указаний президента России”. В первую очередь, уточнил Патрушев, это касается безопасности граждан, находящихся в заложниках.
Министр внутренних дел Борис Грызлов издал директиву, по которой внутренние войска и личный состав МВД переведены на усиленный вариант несения службы. Министр распорядился “ужесточить досмотр в аэропортах Москвы, на объектах железнодорожного и водного транспорта, а также на автомагистралях”. Согласно его директиве в Москве усилена физическая охрана “жизненно важных и наиболее уязвимых с точки зрения возможности совершения терактов объектов”. Под усиленную охрану взяты здания органов государственной власти. Здание Госдумы охраняют не только милиционеры, но и сотрудники ФСБ.
Руководитель службы по связям с прессой и общественностью Федеральной службы охраны Сергей Девятов сообщил журналистам, что все необходимые меры для обеспечения безопасности и нормальной работы высших должностных лиц государства принимаются “с учетом развития ситуации, сложившейся в связи с чрезвычайным положением в Москве”.
Глава Совета Федерации России Сергей Миронов заявил, что не исключает поднятия в Совете Федерации вопроса о введении чрезвычайного положения в Москве. Хотя, конечно, такие решения принимаются не палатой парламента.
Депутаты Государственной Думы приняли постановление, осуждающее террористов и призывающее к единению всех сил общества. Приняв это постановление, депутаты решили закрыть пленарное заседание. В перерыве лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил) что “очень важно принять меры, чтобы заложники были освобождены, а власть была сильной и достойной. Сегодня мы все стали заложниками слабой власти”.
Власть усиленно пытается справиться со слабостью. По сообщению пресс-службы МВД, Грызлов распорядился также принять меры “по недопущению попыток проникновения бандформирований с территории Чеченской Республики в Россию”. Лучше, конечно, поздно, чем никогда.
Андрей Бородянский