23 октября 2002
В Москве прошли парламентские слушания на тему “Энергетическая стратегия России до 2020 года. Проблемы и решения”.
Открыл слушания председатель Совета Федерации Сергей Миронов, сразу настроивший аудиторию на критический лад. Он заявил, что прежние две редакции энергетического развития страны, принятые в 1995-м и в 2000 годах, оказались нежизнеспособными. “Эти документы не адекватны современным тенденциям развития энергокомплекса, в них отсутствуют реальные рычаги и конкретные механизмы, способные решить поставленные задачи. Энергетическая стратегия невозможна без учета интересов регионального развития и активного участия субъектов Федерации”.
Говоря об инвестиционной политике в энергетике, С. Миронов отметил, что для эффективной работы этой отрасли необходимы не только огромные инвестиции, но и правильно выбранные приоритеты и конкретные меры со стороны государства. Только в этом случае можно рассчитывать на стабильность энергообеспечения, приток валюты и поступления налогов в бюджет.
Спикер Совета Федерации отметил необходимость пересмотра системы налогообложения в сфере недропользования. “Надо изымать из добывающих компаний природную ренту, а не манипулировать пошлинами и налогами”, – пояснил он.
Выступивший с докладом ректор Санкт-Петербургского государственного горного института, член рабочей группы Госсовета Российской Федерации по недропользованию профессор Владимир Литвиненко говорил о том, что конечной целью энергетической стратегии страны должна стать адаптация топливно-энергетического комплекса к условиям социально ориентированной экономики и обусловленная этим трансформация в социальной сфере. Однако в представленном проекте эти вопросы размыты и перспективы ТЭКа просматриваются плохо.
Резко критически прозвучало выступление советника президента России Андрея Илларионова. По его мнению, программа реформирования электроэнергетики, предлагаемая для утверждения в Госдуме, направлена “на то, чтобы страна становилась не сильнее, а слабее”. Основным содержанием программы реформирования, сказал А. Илларионов, является разрушение вертикально-интегрированных компаний в электроэнергетике. “Они были уничтожены в Калифорнии, и там возник энергетический кризис. Они были уничтожены в Великобритании, и там тоже кризис. А кто-нибудь слышал об энергетическом кризисе в Германии или Франции, где вертикально-интегрированные компании работают?”
Советник президента считает, что цена электроэнергии в России завышена относительно уровня жизни населения, состояния самой электроэнергетики и даже относительно доли, которую занимает электроэнергетика в ВВП. По его словам, мощности по производству электроэнергии на треть превышают потребности страны.
Сейчас в российской электроэнергетике сложился механизм перераспределения национальных ресурсов в пользу одной компании. В 2001 году потребители заплатили за электроэнергию 450 миллиардов рублей, а вместе с суммами, направленными государством на реструктуризацию электроэнергетики и “подаренными” государством в результате решения вопроса по чешскому долгу, общие поступления в РАО “ЕЭС” достигли 507 миллиардов. “Это больше, чем совокупный бюджет образования и здравоохранения в консолидированном федеральном бюджете, больше, чем Россия выплатила по внешнему долгу – по основному долгу и процентам, и больше, чем она заплатит по внешнему долгу в пиковом году”, – резюмировал А. Илларионов.
Участники парламентских слушаний подчеркивали, что необходимость новой редакции энергетической стратегии вызвана наличием ряда опасных явлений в топливно-энергетическом комплексе, создающих проблемы в энергоснабжении страны и представляющих серьезную угрозу для ее жизнеобеспечения в будущем. К ним относятся: крайне высокая энергоемкость экономики, нерациональная структура топливно-энергетического баланса, износ основных фондов, дефицит инвестиционных ресурсов, отсутствие государственной экономически обоснованной ценовой политики в сфере ТЭК и принципов налогообложения его отраслей.
Эти тенденции во многом следствие того, что Россия в своем развитии продолжает стратегически ориентироваться на экспорт энергетического сырья и неоправданно высокую энергоемкость национальной экономики. Формирование энергетического рынка происходит поспешно, в угоду узкокорпоративным интересам, без научной проработки и без учета необходимости сохранения единых жизнеобеспечивающих систем.
По итогам парламентских слушаний подготовлен пакет предложений и рекомендаций для правительства, в том числе законодательного характера. Главный итог обсуждения: России необходима тщательно продуманная стратегическая государственная политика в энергетике на ближайшие два десятилетия, а не набор узковедомственных разрозненных предложений.
Геннадий ЯСТРЕБЦОВ