22 октября 2002
Спикер сената Сергей Миронов обещает в течение месяца внести проект закона о выборах сенаторов: сенатор от губернатора с ним в паре идет на выборы, а сенатора от парламента может выдвигать группа региональных депутатов.
Газета “Газета” сообщает о знаменательном событии: инициативный спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил вчера в Петербурге, что в течение месяца он внесет в Думу проект закона о новом порядке выборов членов Совета Федерации. Миронов предлагает кандидату в сенаторы от исполнительной власти региона идти в паре с кандидатом в губернаторы на губернаторские выборы, а право выдвинуть кандидата в сенаторы от регионального парламента предоставить спикеру парламента и группам депутатов численностью не менее трети от состава парламента. То есть выборы сенатора от парламента – альтернативные, и в них могут участвовать до четырех человек. На самом деле это вполне приемлемая (и давно обсуждаемая) схема, если считать за данность, что Конституцию по этому поводу менять нельзя. Напомним, в Конституции записано, что один сенатор представляет губернатора, второй – законодательное собрание региона. По крайней мере, он гарантирует сенаторам относительную легитимность.
Впрочем, прогрессивность инициативы Миронова представляется относительной, если учесть, что его предложение – ответ астраханскому законодательному собранию, которое в августе внесло в Думу проект закона о прямых выборах Совета Федерации, а также проекты поправок к Конституции, которые позволят перейти к прямым, как в Америке, выборам сената. Но в любом случае, кажется сомнительным, чтобы Кремль согласился на новую реформу Совета Федерации до думских и президентских выборов. Более того, несмотря на то, что карикатурность нынешнего сената никем не отрицается, есть сомнения и в том, что Кремль пойдет на такую реформу и во время второго срока Путина. По двум причинам: во-первых, нынешний сенат, профанирующий все представления о федерализме, действительно удобен с точки зрения контроля над законотворческим процессом и политической ситуацией в стране; во-вторых, для контроля собственно за выборами депутатов еще одного реально выборный органа (даже наполовину выборного) у Кремля может не хватить сил.