21 октября 2002
Сенаторы пытаются запрограммировать экономику страны
“Энергетическую стратегию России до 2020 года” обсудил в пятницу на парламентских слушаниях Совет федерации.
Документ готовится к рассмотрению правительством. Как и предсказывали “Известия”, к сенаторам не пришел никто из заявленных в программе лидеров крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Даже глава РАО “ЕЭС России” Анатолий Чубайс. Члены правительства также пришли не все. Ждали топливного вице-премьера Виктора Христенко и министра экономического развития Германа Грефа, но их не было. Представить стратегию пришел министр энергетики Игорь Юсуфов, который заметил, что она фактически определит развитие страны на долгие годы. О том же говорил и советник президента по экономической политике Андрей Илларионов. Он предложил сенаторам задуматься, предстоит ли им только принять документ о развитии ТЭКа или определить судьбу всей экономики России.
Министерство энергетики разработало энергетическую стратегию, которую кабинет министров будет обсуждать на своем заседании 14 ноября. Главной задачей стратегии министр энергетики Игорь Юсуфов называет определение направлений и темпов развития ТЭКа в увязке с развитием всей экономики страны на ближайшие 18 лет. Именно эту мысль доклада министра и поддержал экономический советник президента Андрей Илларионов, сообщив свои соображения по поводу важнейших отраслей – нефтяной, газовой и энергетической – и их прямого влияния на всю экономику.
Спикер Совета федерации Сергей Миронов вспомнил, что две предыдущие энергетические стратегии, которые были приняты в 1995 и 2000 годах, “оказались нежизнеспособными и неадекватными современному развитию энергокомплекса”. В них, по мнению спикера, “отсутствовали рычаги и механизмы, способные выполнить поставленные задачи”.
Новые задачи стратегии, которые вчера и были представлены сенаторам, сформулированы в разделе “Приоритетные задачи”. Важнейшие из них – обеспечение энергоресурсами населения и крупных промышленных потребителей, а также разумный уровень цен, обеспечение энергетической безопасности страны, поддержание экспортного потенциала государства, расширение географии экспортных поставок газа, нефти и электроэнергии. Минэнерго предлагает решать эти задачи путем “формирования цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством”. Минэнерго также настаивает на государственном регулировании процессов путем взаимоувязанной ценовой, налоговой и инвестиционной политики государства при регулировании внешнеторговой деятельности, защиты российского производителя и внутреннего рынка.
Глава комиссии Совета федерации по естественным монополиям Михаил Одинцов выступал от имени сенаторов и заявил, что “Россия должна занять активную позицию на мировом энергетическом рынке, и долгосрочная программа должна находиться в русле внешнеполитической стратегии страны.
Борьба на мировом энергетическом рынке предстоит тяжелая. Сейчас на нем нет дефицита поставщиков энергоресурсов. Усилий отдельных компаний, даже таких крупных, как “Газпром”, “ЛУКОЙЛ” и РАО “ЕЭС”, недостаточно. Энергетическая стратегия должна иметь политическую составляющую, отражающую государственную внешнюю политику”.
Сергей Миронов вновь вернул сенаторов к проблеме отсутствия законодательной базы и заявил, что “проводимая в стране реформа энергетического комплекса должна в первую очередь иметь четкое законодательное обеспечение”. Сенаторы были раздосадованы отсутствием главы РАО “ЕЭС” Анатолия Чубайса, которому они адресовали все рассуждения о реструктуризации этой монополии.
Ольга ГУБЕНКО