Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации: Энергетика должна служить регионам.("Парламентская газета" (Москва).- 19.10.2002.- №199.- c.1, 2)

19 октября 2002

Вчера в Колонном зале Дома Союзов в Москве прошли парламентские слушания “Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Проблемы и решения”.

Можно без преувеличения сказать, что в этот день в Колонном зале собрался весь цвет топливно-энергетического комплекса. Список выступавших пестрил всем знакомыми фамилиями. Советник Президента России Андрей Илларионов, председатель Российского союза товаропроизводителей Николай Рыжков, президент нефтяной компании “ЮКОС” Михаил Ходорковский, академики Дмитрий Львов и Абел Аганбегян, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский – вот лишь некоторые из них. В Москву приехали многие главы регионов, где добываются топливно-энергетические ресурсы страны. А началось заседание с минуты молчания в память убитого в этот день в столице губернатора Магаданской области Валентина Цветкова, который должен был принять участие в этих парламентских слушаниях.

Перед участниками слушаний выступил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он, в частности, сказал, что Россия является одной из ведущих энергетических держав мира. “Это связано не только и не столько с ее богатыми природными ресурсами, – заметил он, – являющимися бесценным национальным достоянием страны, хотя и они впечатляют: в ее недрах сосредоточено 45 процентов мировых запасов природного газа, 23 процента угля, 14 процентов урана, 13 процентов нефти. И все же главное – это уникальный производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического комплекса, создававшийся не одно десятилетие”.

Сергей Миронов отметил, что попытки сформулировать долгосрочные ориентиры комплексного развития энергетики страны предпринимались уже не раз. Новый вариант энергетической стратегии – это уже третий за последние семь лет.Нас не может не тревожить, – сказал он, – что и первая энергетическая стратегия, принятая в 1995 году, и вторая, одобренная правительством в ноябре 2000 года, оказались нежизнеспособными. Не вдаваясь сейчас в подробности всех причин этих неудач, можно отметить главные из них – неадекватность этих документов современным тенденциям развития энергокомплекса и отсутствие в них реальных рычагов и конкретных механизмов, способных реализовывать поставленные задачи. В результате одобренная всего полтора года назад энергетическая стратегия нуждается сейчас в существенной корректировке. Поэтому сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить основные проблемы и тенденции в современной энергетике и наметить конкретные пути реализации энергетической стратегии.

Сложность и комплексность стоящих перед российской энергетикой проблем, неоднозначность последствий тех преобразований, которые происходят в этом секторе нашей экономики, особенно в связи с масштабными реформами электроэнергетики, – все это значительно усложняет и выбор приоритетов. Но об одном таком приоритете хочется сказать особо. В условиях федеративного государства реализация энергетической стратегии невозможна без полноценного учета в ней интересов регионального развития и самого активного участия субъектов Федерации. Это, разумеется, реально сделать не так просто, ведь интересы у разных регионов (например, “добывающих” и не имеющих на своей территории богатых ресурсов) могут зачастую противоречить друг другу. Но без такого нахождения взаимоприемлемых решений вряд ли мы сможем воплотить стратегию в жизнь. Если же ориентиры развития будут размыты и не подкреплены конкретными мероприятиями, не продуманы способы осуществления задуманного, то стратегия вновь превратится в набор прекрасных пожеланий и рекомендаций, которые неизвестно кто и какими средствами должен реализовывать”.

Далее спикер верхней палаты заметил, что стабильная работа энергетики во многом зависит от состояния ресурсной базы. “В России нефть и газ составляют 85 процентов потребления энергоресурсов, – сказал он, – тогда как в среднем в мире на их долю приходится не более 65 процентов энергоресурсов. В то же время, по оценкам Минэнерго, открытые на сегодня запасы углеводородного сырья смогут обеспечить добычу только до 2020 года.

За последние 7 лет ресурсная база страны воспроизводилась лишь на 60 процентов. Сохранение прежних тенденций может стать реальной угрозой для устойчивой работы нашей энергетики. Поэтому в энергетической политике полноценному воспроизводству минерально-сырьевой базы и улучшению финансирования геологоразведочных работ должно быть уделено особое внимание. Необходимо иметь четкое представление, в каком объеме ресурсов и, следовательно, геологоразведочных работ нуждается Россия”.

Затем он остановился на вопросах инвестиционной политики в энергетике. “Для эффективной работы энергетики нужны и огромные инвестиции, и правильно выбранные приоритеты, и конкретные меры государственной политики, – заявил Сергей Миронов. – Только в этом случае можно рассчитывать на стабильность энергообеспечения, приток валюты и поступлений налогов в бюджет. Инвестиции в энергетику – это еще и заказы промышленности на машины, энергетическое оборудование и материалы и, соответственно, обеспечение рабочих мест в регионах. Поэтому главное сегодня – запускать новые инвестиционные проекты, дающие жизнь производству, новым месторождениям, новым технологиям. Создать условия, чтобы такие проекты появились, разработать “правила игры” и строгий, жесткий контроль за тем, чтобы все игроки играли по этим правилам, – задача руководства”.

Сергей Миронов заметил, что значительным потенциальным резервом для развития нашей экономики, в том числе и энергетических отраслей, могло бы стать расширение рентных принципов налогообложения за пользование природными ресурсами. О первостепенной важности этой задачи неоднократно говорилось и в бюджетных посланиях Президента. Для реализации именно такого подхода и предлагалось кардинально пересмотреть систему налогообложения в сфере недропользования. “Необходимо изымать у добывающих компаний природную ренту, а не манипулировать с пошлинами и налогами, исчисляемыми со всевозможных стоимостных показателей, – их все равно в итоге платит потребитель. Однако до сих пор подобные радикальные подходы к проблеме в практическом плане не обсуждаются”, – заявил он.

“Решать энергетические проблемы можно по-разному: либо возводить новые электростанции, либо внедрять энергосбережение, – сказал Сергей Миронов. – Второй вариант оказывается более предпочтительным, если связанные с ним затраты сопоставимы со стоимостью строительства новых генерирующих мощностей, и единственным, если затраты ниже. К тому же энергосбережение позволяет улучшить состояние атмосферы и снизить затраты на здравоохранение”.

Затем он остановился на актуальной сейчас проблеме регулирования топливно-энергетического баланса страны. “Как известно, за последние десятилетия в отсутствие скоординированной ценовой политики сложился диспаритет цен между различными видами топлива. Более жесткое государственное регулирование цен на газ и поддержание их на низком уровне при отсутствии аналогичных мер по другим видам топлива привело к быстрому росту доли газа в топливном балансе (свыше 60 процентов в среднем по стране, а в европейской части страны нередко доходит до 80 процентов) и резкому сокращению доли угля и мазута в энергобалансе страны. В принципе, прогноз топливного баланса Минэнерго разрабатывает в период формирования бюджета страны. Однако, как мы уже убедились на практике прошлых лет, необходимы более основательная проработка проблемы возможного дефицита топлива и утверждение перспективного топливно-энергетического баланса в разрезе регионов. Без таких проработок трудно вообще говорить о реальности прогнозов развития энергетических отраслей”, – заметил он.

Еще одним важным вопросом, на который обратил внимание спикер верхней палаты, является взаимосвязь энергетической стратегии государства с теми структурными преобразованиями, которые уже начались в электроэнергетике и в скором времени могут начаться в газовой сфере. И здесь на первый план выходят проблемы формирования полноценной правовой базы функционирования энергокомплекса, и прежде всего законодательного обеспечения проводимых преобразований.

“Сегодня фактически никем не оспаривается, что действующее законодательство не отвечает потребностям обеспечения стабильного функционирования и динамичного развития энергетического комплекса. Несистемность законодательной базы в этой важнейшей сфере порождает практику “регулирования путем эксклюзивных решений”, что неизбежно расширяет пространство чиновного произвола и потенциальных конфликтов.

Как вы знаете, Государственная Дума сейчас приняла в первом чтении пакет законов по реформе электроэнергетики, и мы надеемся, что его принятие подведет современную и комплексную законодательную основу под экономические и производственные отношения в электроэнергетике, определит полномочия органов государственной власти, основные права и обязанности лиц, участвующих в производстве, передаче и потреблении электрической энергии. Именно поэтому при всей сложности отыскания оптимальных решений по реформированию электроэнергетики мы, с другой стороны, должны признать, что задача создания такой системной правовой базы уже давно назрела и реализацию этой задачи не следует далее затягивать”, – заключил он.

Александр ШАРОВ.