18 октября 2002
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов предлагает начать реформирование ОПК с принятия новых законов
Десятилетняя история реформирования российского оборонно-промышленного комплекса наглядно демонстрирует, что одна только исполнительная власть не способна справиться с этой задачей. Между тем до недавних времен роль Федерального собрания в законодательном обеспечении преобразований оборонной промышленности была не слишком заметной. В 2002 г. ситуация начала меняться. Помимо прочего об этом свидетельствует и стремление Совета Федерации стать местом решения острых противоречий между московскими реформаторами и региональной оборонкой. Свой взгляд на проблему высказывает председатель Совета Федерации Сергей Миронов, посетивший прошедшим летом ряд предприятий ОПК в различных субъектах Российской Федерации.
– Сергей Михайлович, общение корреспондентов “НГ” с представителями ОПК из регионов показывает, что они выражают беспокойство некоторыми аспектами утвержденной почти год назад Программы реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, рассчитанной до 2005 года. Например, тем, что большинство интегрированных структур “прописываются” в столице. Существует ли эта проблема и как, по вашей оценке, ее следует решать?
– В 2001 году Минпромнауки России завершило разработку трех федеральных целевых программ: “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2002-2006 годы”; “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники”; “Национальная технологическая база”.
Они были приняты в конце 2001 года. Дальнейшие практические шаги органов исполнительной власти определяются названием программ. Однако законодательно-правового обеспечения этих шагов до настоящего времени нет. Законодатели полагают, что было бы правильнее сначала рассмотреть соответствующие законопроекты и принять законы, регламентирующие реформирование ОПК с организацией новых интегрированных структур, а затем вводить в действие инструмент их реализации – федеральные целевые программы.
Наиболее обсуждаемой частью первого из перечисленных документов является заложенный “матричный” принцип реформирования ОПК: образовывать вертикально-интегрированные структуры по конечным продуктам, горизонтально-интегрированные структуры – по профильным технологиям и комплектующим изделиям для них.
Попытки на первом этапе реализации программы создать во главе интегрированной структуры (холдинга) управляющую компанию, “прописанную в Москве”, но не обладающую ни научным, ни конструкторским, ни производственным потенциалами, а являющуюся, по сути, организационно-финансовым органом, привели к задержкам в реализации проектов. Кроме того, так как ряд предприятий ОПК являются градообразующими, изменение финансовых потоков в конечном итоге отрицательно сказывается на экономике, вызывая рост социального напряжения в регионах.
– Оптимальна ли нынешняя система управления ОПК? Считаете ли вы необходимым усилить роль Совета Федерации в решении проблем ОПК и военного строительства?
– Полагаю, что эти вопросы будут решены в текущем году при рассмотрении Федеральным собранием ряда законопроектов по реформированию и развитию оборонно-промышленного комплекса страны, разрабатываемых по поручению председателя правительства Российской Федерации заинтересованными органами исполнительной власти государства. При этом представляется целесообразным в законодательном плане рассмотреть вопрос приоритетности формирования интегрированных структур ОПК на базе существующих головных научных и производственных предприятий в рамках уже сложившейся кооперации без создания новых управляющих компаний, не занимающихся научно-производственной деятельностью. Тем более что положительный опыт создания подобных структур существует – по указу президента Российской Федерации в 2002 году создано ОАО “Тактическое ракетное вооружение”.
При приоритетном подходе к формированию холдингов на базе головных предприятий целесообразно провести дополнительный экспертный анализ уже принятых указов о создании холдингов, например о создании ОАО “Авиационная холдинговая компания “Сухой”, для последующего внесения в них установленным порядком соответствующих принятому федеральному закону изменений и дополнений.
Для реализации стратегии государства в отношении оборонной отрасли, гарантирующей ее дальнейшее развитие, безотлагательно нужен закон о государственной поддержке ОПК и оборонно-промышленного производства страны в области финансирования, налогообложения, землепользования, таможенного законодательства, обеспечения всеми видами ресурсов, транспортного обеспечения, законодательства в сфере банкротства, социального обеспечения и т.д.
Такой подход будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в оборонной промышленности, обеспечит четкость в финансировании государственного оборонного заказа и прозрачность в использовании финансовых (особенно бюджетных) ресурсов, оптимизирует имеющиеся ограничения по участию интегрированных структур в военно-техническом сотрудничестве, сведет до минимума дублирование производств, обеспечит оптимальный баланс научно-конструкторского и производственного потенциалов.
Думаю, при этом необходимо обратить внимание на вопрос управления оборонкой страны единым органом исполнительной власти государства.
Сергей Сокут, Салават Сулейманов