16 октября 2002
Вчера в Брюсселе за стол калининградских переговоров впервые сели все заинтересованные участники дискуссии. Россия, Евросоюз, Литва и Польша собрались – правда, в формате глав парламентов – на специальное и, как неоднократно подчеркивала европейская сторона, неформальное заседание по Калининграду. Одновременно ЕС продемонстрировал России, что все возможности для публичного обсуждения переговорных позиций по этому вопросу уже исчерпаны.
Спикер российского сената Сергей Миронов начал выступление на заседании с того, что “Россия за два с половиной года стала совсем другой страной, а введение визового транзита для российских граждан для перемещения с территории своего государства на другую часть этого же государства – это оскорбление национального достоинства россиян”. Такие шаги, подчеркнул спикер, “приводят к негативному восприятию ЕС в России” – предложение ЕС однозначно воспринимается как появление нового, только визового, занавеса. Причем визовый занавес грозит России фактически с 15 ноября 2002 года, а не с 1 января 2003 года (дата окончания соглашения между Россией и Литвой о безвизовом транзите) – “ведь продажа билетов на Калининград открывается за 45 дней”. Присутствовавшие представители литовского, польского и Европарламента понимающе кивали. Министры иностранных дел стран ЕС соберутся на совет в следующий понедельник – там с учетом российской позиции и будут выработаны окончательные позиции ЕС по Калининграду. Официально их озвучат на саммите стран ЕС 24 октября.
Полномочный представитель президента по калининградскому вопросу Дмитрий Рогозин, с понедельника ведущий консультации с представителями Еврокомиссии, сообщил “Известиям”, что “Россия уже выработала блок новых предложений для ЕС, который будет вынесен на саммит в
Копенгагене. Речь идет о готовности России начать переговоры по подписанию соглашения о реадмиссии как с литовской, так и с польской стороной. В перспективе Россия готова начать такие же консультации и с самим ЕС. Я считаю, что параллельно надо заключать такой договор и со странами СНГ. Граждане, которых ЕС предлагает забирать с его территории, – в основном граждане СНГ, а не россияне”. Россия, по словам Рогозина, “готова и ужесточить безвизовый транзит иностранных граждан по территории России” – а именно отсутствие соглашения о реадмиссии (высылке нелегальных иммигрантов в страну, откуда они прибыли) в ЕС сегодня называют одним из главных препятствий на пути либерализации визового режима с Россией.
“Мы готовы пойти на эти шаги, а взамен хотим получить все то же – литовская сторона не вводит визы для россиян, следующих транзитом”, – сообщил “Известиям” Рогозин.
В задачи членов межпарламентской группы, прибывшей в Брюссель, не входило принятие каких-либо резолюций. Их главная цель – создание в своих странах “благоприятной общественной атмосферы для скорейшей выработки взаимоприемлемого решения калининградского вопроса”. Большинство экспертов и официальных лиц как с той, так и с другой стороны не скрывают, что накал страстей, особенно в самом Калининграде, достаточно высок. Впрочем, есть и оптимисты. Глава комитета по международным делам Совета федерации Михаил Маргелов заявил “Известиям”: “Если мы договорились с европейцами по вопросам НАТО, то уж по Калининграду проблем быть не должно”.
До саммита Россия – ЕС в Копенгагене 11 ноября стороны обязаны найти взаимоприемлемый компромисс. В противном случае, считают эксперты, нерешенность калининградской проблемы нависнет над отношениями России и ЕС – “говорить о динамично развивающемся стратегическом сотрудничестве после этого очень сложно”. Некоторые намекают даже на то, что Путин откажется ехать на саммит, если не будет прогресса по Калининграду. В то же время, подчеркнули “Известиям” источники, близкие к переговорам, скандал по Калининграду не нужен ни России, ни ЕС.
На вчерашней встрече в Брюсселе европейцы все же согласились на одно из предложений россиян – по инициативе Миронова создается межпарламентская четырехсторонняя рабочая группа по дальнейшей проработке позиций. Первых результатов от нее ждут до саммита.
Несмотря на то что в ходе дискуссии литовская и российская стороны подводили представителей ЕС к тому , чтобы те “прогарантировали” Литве ее вступление в ЕС в 2004 году независимо от того, как Россия и Литва решат транзитный вопрос, на встрече европейцы ушли от прямых обещаний. Скорее всего свою окончательную позицию ЕС выскажет на саммите в Копенгагене. Как сообщили “Известиям” источники, близкие к переговорам, “если ЕС даст Литве гарантии и будет достигнута договоренность об отсрочке введения виз Литвой, это будет неплохим результатом”. Однако полностью и надолго сохранить существующий безвизовый (для пассажиров поездов, но не автомобилистов) транзитный режим между Россией и Литвой все равно не удастся.
Наталья РАТИАНИ