12 октября 2002
Сегодня Россия стоит на пороге нового этапа освоения Сибири и Дальнего Востока. Превращение этого региона в часть “глобального мира”, открытие его для экономических связей с зарубежьем, во-первых, поставили ориентированную на освоение сырьевых источников индустрию Сибири и Дальнего Востока в конкурентную позицию теперь уже ко всем аналогичным предприятиям мира, во-вторых, включили сибирское сырье в технологические цепочки, выстраиваемые не столько в России или на постсоветском пространстве, сколько во всей мировой экономике. При этом “глобальный мир” проявил заинтересованность только в получении отдельных видов сибирского и дальневосточного природного сырья.
Республика Саха (Якутия), подчеркнул С. Миронов, является во многих отношениях типичным представителем регионов Севера, которому свойственны основные социально-экономические проблемы, определяющие специфику северных регионов как объекта государственной политики.
Север России в целом и большинство его регионов самодостаточны в финансовом отношении. Несмотря на это, уровень жизни населения здесь ниже, чем в среднем по стране. Каждый четвертый безработный — это житель Севера. Особенно катастрофично положение коренных народов.
— В настоящее время правительство республики занято разработкой специальных программ социально-экономического развития. Мы надеемся, что благодаря реализации этих программ в течение пяти лет национальный доход республики будет удвоен, — информировал участников Дней Совета Федерации в республике ее Президент Вячеслав Штыров.
Без преувеличения можно сказать, что перед республикой стоят задачи, сравнимые с периодом индустриализации. За счет алмазной промышленности сегодня формируется 70 процентов бюджета республики. Но в последние годы в мире да и в России начата разработка новых месторождений алмазов, и есть опасения, что эти драгоценные камни начнут падать в цене. Это может подорвать бюджет республики, поскольку себестоимость якутских алмазов выше, чем на других месторождениях.
Вырваться из “алмазной зависимости” Якутия пытается в первую очередь путем восстановления своих позиций в старых отраслях. В первую очередь это касается золота, добыча которого по сравнению с 90-ми годами сильно упала. Как сообщил министр промышленности Александр Оглы, разработчики прогнозируют к 2006 году увеличение добычи золота на рудных и россыпных месторождениях республики с 17 200 кг (ожидаемый показатель 2002 года) до 104 000 кг.
Помимо этого, ставится задача восстановить угольную промышленность, создать две новые отрасли — нефте- и газодобывающую.
Однако имеется ряд проблем, без решения которых все эти начинания неосуществимы.
Послушаем участников Дней.
В. Штыров
“В вопросах межбюджетных отношений создалось два разнонаправленных вектора: с одной стороны, увеличивается доля доходов регионов, отчисляемая в федеральный бюджет, с другой стороны, всe больше статей расходов возлагается на регион. Необходимо выравнивать доходы регионов. Фонд поддержки регионов должен быть чeтко зафиксирован как определенная доля от доходов в бюджете РФ. Кроме того, при распределении средств фонда должны учитываться особенности регионов Дальневосточного округа, такие, как температурный режим, продолжительность зимнего периода и другие”.
С. Миронов
“Совет Федерации неоднократно поднимал вопрос о необходимости формирования новой системы межбюджетных отношений, построенной на основе сочетания интересов страны в целом и отдельных регионов”.
Как видим, в вопросе межбюджетных отношений у федерального и регионального руководителей разногласий нет. Похожих взглядов придерживаются они и по другой важнейшей проблеме — рентные платежи.
С. Миронов
“Практика всех государств, имеющих федеративное устройство, показывает, что рентный доход делится примерно в равных пропорциях между федеральным центром, субъектами Федерации и компаниями-недропользователями. Сохранение создаваемой на Севере части природной ренты необходимо не только для целей текущего потребления, но и для накопления, решения социально-экономических проблем в будущем”.
В. Штыров
“В недрах федеральной власти созрела идея, согласно которой все рентные платежи за пользование недрами должны вноситься в федеральный бюджет. Изъятие ренты приведет к тяжелым последствиям для развития горной промышленности, являющейся одним из основных источников доходов для России. Сегодня эта отрасль в основном развивается усилиями регионов. Только на геолого-разведочные работы Республика Саха (Якутия) из своего бюджета тратит 800 млн руб., что составляет 10 процентов от федеральных затрат. Это наш бюджет, это наши деньги, которые мы могли бы истратить на социальную сферу или на какие-либо другие вопросы. Если рента будет изыматься, то республика перестанет направлять деньги в горно-добывающую отрасль. Все месторождения существуют от природы, они даны Богом, и поэтому они являются общегосударственной собственностью”.
Все проблемы, которые обсуждались во время пребывания членов Совета Федерации в Якутии, трудно даже перечислить. Практически во всех вопросах находилось взаимопонимание. Не случайно С. Миронов любит повторять: “Совет Федерации — это палата регионов”.
Резюмируя прошедшее мероприятие, хотелось бы заметить, что регионы Сибири и Дальнего Востока перешли в совершенно иное, чем 10 лет назад, социально-экономическое и общественно-политическое качество. В сочетании с уникальным набором социальных, экономических, транспортно-энергетических и других специфически сибирских проблем это определяет не просто желательность, а безальтернативную необходимость смены модели “освоения” Сибири и Дальнего Востока, ведущим компонентом которой должна стать сбалансированная внутрирегиональная, общероссийская и международная интеграция.